МАОУ "Лицей № 2", НОЦ г.Перми
"Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом"
(Анатоль Франс).
614089
г.Пермь, ул.Самаркандская, 102
Тел./Факс: 282-43-42, 282-45-18, 281-95-61
 
<< Назад

Деятельность Лицея в качестве Центра инновационного опыта учебных заведений Университетского образовательного округа ПГГПУ

В 2017 году Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей №2» города Перми продолжает работу по теме «Коммуникативные качества личности - залог успешной социализации и профессионального роста».

Целью проекта является создание условий для развития образовательного пространства лицея путем внедрения информационных технологий и развитие системы инновационных форм и методов деятельности в учебной и внеурочной работе, направленных на формирование коммуникативных качеств личности учащихся, а также самосовершенствование и консолидацию педагогов.

Задачи ЦИО на 2016-2017 год:

  1. Организация и развитие деятельности творческой лаборатории педагогов лицея как базовой площадки для реализации проекта;
  2. Подготовка цикла методико-педагогических мероприятий, направленных на трансляцию опыта педагогов лицея представителям других учебных учреждений Перми и Пермского края;
  3. Укрепление межпредметных взаимодействий внутри образовательного учреждения и в рамках сетевого взаимодействия с другими ОУ;
  4. Подготовка и проведение методико-педагогических мероприятий, направленных на усиление взаимодействия между учителями и учащимися;
  5. Создание условий для повышения квалификации молодых специалистов, их активного участия в проектной и методической деятельности лицея.

В рамках работы ЦИО регулярно проходят встречи творческой лаборатории преподавателей лицея.

29 августа 2017 года по теме проекта ЦИО был проведен краевой форум «Развитие коммуникативных навыков: новые подходы, идеи, опыт» ()

В работе форума приняли участие 93 педагога из 35 учебных заведений, в том числе из 5 школ Пермского края. На форуме обсуждались вопросы развития коммуникативных навыков учащихся в учебной и внеучебной деятельности, организации дистанционного обучения, расширения сетевого дистанционного взаимодействия педагогов.

Открыла форум директор МАОУ «Лицей №2» Зинаида Дмитриевна Белых. Просмотреть выступление можно по ссылке: https://youtu.be/3PrNW9O-qa8

На пленарной части форума выступили руководители направлений, по которым работали площадки:

  • Применение коммуникативных технологий при реализации тьюторского сопровождения (Т.И. Соболева, куратор тьюторской деятельности в лицее)
    Запись выступления можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/RuHuk2M8vi0
  • Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла (Л.С. Журавлева, учитель биологии, к.б.н.)
  • Коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам (Л.И. Гашева, учитель англ. яз., рук. МО учителей ин.яз)
  • Организация дистанционного обучения посредством образовательной платформы Self-test.ru (И.Н. Бежина, учитель информатики, к.п.н.) Запись выступления- https://youtu.be/-RJn3B8PeGA

На площадке «Организация дистанционного обучения посредством сайта SELF-TEST.RU» были представлены 2 мастер-класса:

  • Бежина Ирина Николаевна, учитель информатики и ИКТ, МАОУ «Лицей №2» г. Перми «Основные подходы к организации on-line диагностики обучаемых посредством сайта Self-test»
  • Поварницына Елена Степановна, учитель истории, МАОУ «Лицей №2» г. Перми «Специфика разработки и размещения составного вопроса на платформе SELF-TEST.RU»

Также в октябре 2017 года планируется проведение модульного курса для учителей по данной теме.

В рамках работы площадки «Применение коммуникативных технологий при реализации тьюторского сопровождения» выступили:

  • Сутоцкая Мария Юрьевна, учитель иностранного языка, тьютор МАОУ «Лицей №2» г. Пермис докладом «Профессиональные практики и пробы. Выбор будущей профессии.»
  • Юркина Анастасия Альбертовна, учитель информатики и ИКТ, МАОУ "СОШ №1" г. Перми с докладом «Коммуникативные практики при работе с родителями»
  • Коллектив тьюторов МАОУ «СОШ №87»: Петушина Римма Раисовна, Щукина Елена Владимировна, Ковизина Регина Рафисовна, тьюторы, МАОУ "СОШ № 87"с докладом "Представление опыта работы тьюторской группы МАОУ "СОШ № 87"
  • Фомичева Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №2» г. Перми с мастер-классом «"Дорожная карта" профиля как инструмент взаимодействия с образовательным пространством лицея»
  • Каринкина Юлия Владимировна, педагог- психолог, тьютор МАОУ "СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков" с мастер-классом "Медиадискуссия как один из способов начать разговор".

На площадке «Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла» выступили

  • Федулова Лилия Константиновна, учитель биологии, МАОУ «СОШ № 16» г. Березники с мастер-классом «Методические приемы развития коммуникативных навыков с помощью игрового комплекта «Экологическое лото»
  • Аденина Оксана Юрьевна, учитель математики, МАОУ "СОШ № 87" с докладом «Развитие коммуникативных навыков на КСК как необходимое условие формирования математической компетентности»
  • Патокина Наталья Юрьевна, зам. дир. по УВР, учитель географии, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с интерактивным мастер-классом «Использование образовательных ресурсов геологического музея МАОУ «Лицей №2»»
  • Демидова Марина Иосифовна, учитель биологии, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с мастер-классом «Валеологическая выставка как форма развития коммуникативных навыков»
  • Каменских Елена Рафхатовна, учитель физики, МАОУ «Лицей №4» с докладом «Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по физике»

В рамках работы площадки «Коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам» выступили

  • Гашева Людмила Ионовна, учитель иностранного языка, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Урок в форме научной конференции на английском языке для учащихся старшего звена физико-математического профиля как ступень к профильному изучению иностранного языка в высшей школе»
  • Дробинина Тамара Семеновна, учитель иностранного языка, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Роль внеурочной деятельности по немецкому языку в социализации старшеклассников»
  • Макшакова Татьяна Вячеславовна, заведующая Немецким читальным залом ПГКУБ им. А.М.Горького с докладом «Немецкий читальный зал как место проведения внеурочных мероприятий по немецкому языку»
  • Баталова Людмила Геннадьевна, учитель иностранного языка, тьютор МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Обучение по индивидуальной образовательной траектории как условие успешного развития профессионально важных качеств лицеистов (на примере профиля германских языков и культур)»
  • Воронина Алеся Олеговна, учитель иностранного языка, МАОУ Пермская кадетская школа №1 с докладом «Английский школьный пресс-центр как способ интенсификации внеурочной деятельности»

По результатам работы площадок были проведены круглые столы и дискуссии, а также рефлексия среди докладчиков и слушателей.

Фото с площадок форума:

В настоящее время готовится к печати сборник тезисов выступлений, представленных на форуме.

В 2016-2017 г. в первом полугодии завершилась реализация проекта «Создание системы коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах»

Во втором полугодии был разработан план проекта по теме «Коммуникативные качества личности - залог успешной социализации и профессионального роста» и началась реализация проекта в соответствии с техническим заданием

Отчет по работе ЦИО МАОУ «Лицей №2» г. Перми за период с 1 февраля по 1 июля 2017 года
Руководитель ЦИО: Журавлева Л.С.

  1. По традиции в рамках деятельности ЦИО была создана творческая лаборатория, повестки заседаний которой представлены в таблице 1.
  2. Участники творческой лаборатории приняли участие в конкурсах, семинарах, организуемых ПГГПУ для школ университетского округа (таблица 2)

    Таблица 2. Участие творческой лаборатории в мероприятиях Университетского округа

    № п/п

    Участники

    Мероприятие

    1

    Патокина Н.Ю.

    Краевой конкурс «Новые горизонты» (победа в номинации «Естественные науки»)

    2

    Патокина Н.Ю.

    Конкурс аудиогидов

    3

    Журавлева Л.С., Бежина И.Н.

    Семинар, проводимый для педагогов ЦИО, планирующих использовать интернет-семинары для трансляции опыта своей педагогической деятельности

    4

    Журавлева Л.С. Бежина И.Н.

    Семинар по совершенствованию работы в дистанционной части модульной программы ЦИО

    5

     

    Бежина И.Н.

    Поварницына Е.С.

    Фомичева Н.В.

    Конкурс реализованных проектов педагогов - участников ЦИО

    1 место

    2 место

    Сертификат участника

  3. Согласно техническому заданию были проведены следующие образовательные события:
    1. Интеллектуальные игры для учащихся:
      1. Математические бои. Приняли участие 3 команды учащихся МАОУ «Лицей №2»: 10м, 11м, 11эка и 11ест. Ведущий – П.И.Анисимов, члены жюри: Л.В.Гачегова, Е.А.Панова.
      2. Стереометрические бои. Приняли участие 2 команды: 10фм и 10эк («Перпендикулярность прямых и плоскостей. Двугранный угол.» -- 23.03.17), бой длился 5 часов. Число участников – 14 человек (две команды по 7 человек). Руководители: учителя математики Е.А.Панова и В.Б.Никифорова.

        Планируется провести в 2017-2018 учебном году два Стереометрических боя в лицее среди 4-х команд (2 на 2 команды из 11фм и11эк) по темам:

        I. «Многогранники. Площади сечений. Углы между плоскостями.» -- конец сентября 2017г.

        II. «Метод координат в пространстве» - конец октября 2017г.

        Также планируется пригласить команды г. Кунгура и г. Добрянка и провести Стереометрические бои с 11фм и 11эк классами параллельно по теме «Объемы тел» (разные задачи, включая сечения). – конец марта 2018г.

      3. Дистанционная интеллектуальная игра «1917. Код революции» находится в состоянии разработки. Основные направления интеллектуальных заданий: документы эпохи; тема революции в культуре; персоналии; ключевые события. Интеллектуальная игра рассчитана на старшеклассников, студентов и всех интересующихся историей России.

        Авторы заданий: преподаватели кафедры общественных дисциплин МАОУ «Лицей №2». Интеллектуальная игра будет проводиться на базе платформы self-test при поддержке директора сайта Д.Г. Чикулаева. (Ответственный: Поварницына Е.С.)

    2. Очно-заочный модульный курс «Экспертиза содержания и оценивание заданий повышенного уровня сложности по химии». Курс предназначен для учителей химии, направлен на формирование умений и навыков работы с заданиями повышенной сложности ЕГЭ по химии и конкурсных испытаний других типов. Общий объем курса – 24 часа. Сроки проведения курса: 10.05. 2017– 10.06. 2017, очная встреча состоялась 16.05.2017 г. (Ответственные: Зотина И.М., Кощеева А.Н.)
    3. Виртуальная экскурсия по геологическому музею. Проект геологического музея Лицея №2 разработан и реализуется, экспонаты собраны, систематизированы, готов каталог, музей открыт для посетителей. В данный момент идет разработка экскурсий для разных направлений. Разработан аудиогид. (Ответственный: Патокина Н.Ю.)

      Руководитель проекта Патокина Н.Ю. получила диплом 1 степени в Краевом конкурсе «Новые горизонты»

    4. Мастер-классы для преподавателей Лицея № 2 по работе с платформой Self-test. Были организованы и проведены 2 мастер-класса (16.05.2017, 25.05.2017), к работе с платформой self-test подключились 7 преподавателей лицея.

      Планируется также проведение вебинара и организация модульного дистанционного курса для преподавателей Университетского округа ПГППУ (Ответственные: Бежина И.Н., Поварницына Е.С.)

    5. Проведен фестиваль-конкурс видеороликов «Англометраж» (Ответственный: Соболева Т.И.)
    6. Проект «Литературная география» - находится в состоянии разработки (Ответственные: Патокина Н.Ю., Туманова О.С.)

Для реализации проекта «Создание системы коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах» в рамках статуса ЦИО в октябре 2015 года в лицее была создана творческая лаборатория. Одно из основных направлений её деятельности - создание методических продуктов, в том числе, видеоуроков. Данное направление было новым для педагогического коллектива. В завершении своей деятельности участники творческой лаборатории решили опубликовать подготовленные видеоматериалы:

  1. «Технология «визуализации мыслительных процессов» в работе с документом» - видеоурок истории в 10 исс. Классе. Ведет Поварницына Е.С., учитель высшей категории. Ссылка: https://youtu.be/aFOM16WHauk
  2. «Развитие навыков публичного выступления в рамках исследовательского практикума» - видеоурок в 11 гяк классе. Ведет Сутоцкая М.Ю., учитель английского языка высшей категории.
    Ссылка на видеофрагмент: https://youtu.be/gbPzw9HN-sU

Ссылка на аннотацию к уроку:

В 2016-2017 учебном году деятельность Центра инновационного опыта продолжается.

Ключевым событием деятельности ЦИО стал модульный курс «Развитие коммуникативных качеств личности через проектную деятельность», реализация программы которого началась 6 октября 2016 года.

Среди участников открытого семинара (очная часть модульного курса) - Женина Лариса Викторовна к.ист.н., преподаватель ПГГПУ, студенты университета и педагоги лицея. Работа участников семинара была организована на девяти площадках.

В процессе работы площадок состоялся продуктивный обмен мнениями, что позволяет надеяться на дальнейшее сотрудничество двух коллективов.

Вторая часть модульного курса – дистанционное обучение - продлится до 30 октября.

Программа очной части модульного курса

Время и место

Тема

Ведущий преподаватель

1. Проектная деятельность на уроке

10.00 – 10.30
Актовый зал

 

Влияние проектной деятельности на развитие коммуникативных качеств личности. Основные требования к проектной деятельности

Патокина Н.Ю.- зам. директора по УВР, заслуженный учитель РФ

 

11.30 – 12.15 работа площадок

1) Пути формирования и развития способностей учеников в профильном классе, обеспечивающих успешность в конкурсных испытаниях по химии». Результаты проекта.

Зотина И.М. - учитель химии, Отличник народного просвещения

 

2) Применение онлайн-серверов в реализации учебных проектов

Бежина И.Н. - учитель информатики, к.пед.наук  

2. Проектная деятельность во внеурочной работе

12.25 – 13.10 работа площадок

1) Командное состязание (игра) представителей от различных профильных классов (возможно участие команд из школ города или команда слушателей курсов) в рамках реализации проекта «Лингвострановедческий калейдоскоп».

Баталова Л.Г. и Сутоцкая .Ю. - учителя английского языка, высшей категории

2) Реализация проекта «Неделя информатики как средство повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся». Мастер класс по работе с Prezi.com

Бежина И.Н. - учитель информатики, к.пед.наук

13.40 – 14.25 работа площадок

1)  Возможности проекта-публикации в развитии коммуникативной компетентности (на материале общелицейских проектов "Под сенью дружных муз...", " Живые страницы далекой войны").

Фомичева Н.В. - учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования

2) Реализация всероссийского проекта «Водрузи знамя Победы».

Поварницына Е.С. - учитель истории, заслуженный учитель РФ

3. Социально значимые проекты городского, краевого и федерального уровня

14.30 – 15.15 работа площадок

1) «Волонтерский отряд лицея» - проект объединяющий силой добра.

Патокина Н.Ю. - зам. директора по УВР, заслуженный учитель РФ

2) Участие в проекте «Международный сертификат по немецкому языку» Открытый урок в 11 гяк. классе

Дробинина Т.С. - учитель немецкого языка, Отличник народного образования

 

3) Школьный фестиваль языков.

Туманова О.С. - учитель русского языка и  литературы, аспирантка ПГНИУ

15.20 – 15.50

Обмен мнениями с коллегами – участниками курса

 

Деятельность МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2015 году проводится в соответствии с Техническим заданием проекта « Методика коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах»

План реализации проекта прилагается:

8 октября 2015 года состоялось первое заседание Творческой лаборатории педагогов лицея в рамках реализации проекта ЦИО «Методика коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах». Участники составили и утвердили план деятельности на ближайший период.

Состав Творческой лаборатории:

Поварницына Е.С. – руководитель лаборатории, учитель истории
Фомичева Н.В. – учитель литературы
Никифорова В.Б. – учитель математики
Сонинский П.Г. – учитель истории и обществознания
Филенко А.Е. - учитель истории и обществознания
Красноборова Н.П. - учитель истории
Сутоцкая М.Ю. – учитель английского языка
Бежина И.Н. – учитель информатики

20 октября 2015 года состоялся Краевой форум «Образовательный процесс старшей школы: идеи, подходы, опыт».

24 октября для учащихся 9-11 классов состоялась городская викторина «Конституция: вчера и сегодня»

29 октября 2015г. состоялось второе заседание Творческой лаборатории.

Заседание было посвящено просмотру двух видеофрагментов уроков с целью обсуждения и разработки рекомендаций для методических продуктов данного типа.
Учитель истории Поварницына Е.С. представила свой урок по теме «Технология визуализации мыслительных процессов на уроках истории».
Отмечен общий замысел технологии, четкость обозначения целей и задач педагогом в начале видеофрагмента, отражена суть технологии, возможности её использования. Отмечены недостатки: камера не фиксировала лица учеников, отвечающих на уроке; нет четкой фиксации самого процесса на интерактивной доске. Причина в удаленности камеры. Рекомендовано: улучшить качество видеофрагмента с учетом высказанных замечаний.

Учитель английского языка Сутоцкая М.Ю. представила видеофрагмент по теме «Развитие навыков публичного выступления на уроках исследовательского практикума (английский язык)». В ходе обсуждения коллеги отметили, что предложенная учителем идея представляет интерес и соответствует теме проекта. Хорошо представлен крупный план отвечающих учеников. Вместе с тем отмечены недостатки: нет рассказа учителя о методическом замысле такой формы проведения урока; не отражены важные детали: присутствие учеников других классов и педагогов, активно участвующих в обсуждении сообщений. Представлена разновозрастная коммуникация. Рекомендовано: улучшить качество видеофрагмета с учетом высказанных замечаний.

Разработаны рекомендации к составу методического продукта:

  1. Аннотация – краткая характеристика предлагаемой технологии с указанием целевой аудитории;
  2. Актуальность, цели, задачи;
  3. Описание технологии: алгоритм совместной деятельности учителя и учащихся, описание методических приемов;
  4. Рекомендации по применению технологии.

3 декабря 2015 года состоялось третье заседание Творческой лаборатории как практический семинар в рамках Модульного курса «Проектная деятельность как фактор развития личности и коммуникативной компетенции в сотрудничестве».

На семинаре присутствовали педагоги других общеобразовательных учреждений города: «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя России Ф. Кузьмина».

Основным вопросом в повестке встречи был мастер-класс Н.Ю. Патокиной (зам. директора по УВР), в ходе которого продемонстрирован один из лучших проектов Натальи Юрьевны – краевой фестиваль «Хрустальный глобус». Каждый участник получил презентационные материалы, отражающие требования и ключевые разделы написания проекта. Определены сроки написания проектов участниками и даты их экспертизы.

Вторым пунктом работы Творческой лаборатории была встреча с директором ООО «SELF-TEST» Чикулаевым Дмитрием Геннадьевичем. Он проинформировал педагогов о возможностях дистанционного обучения учащихся на страницах его сайта. Показал перспективы виртуального общения учителей через взаимное использование тестовых заданий. Рассказал о текущем конкурсе учащихся и студентов «Культурный градус».

Фотографии:

Подробный отчёт по реализации проекта в 2015 году представлен в файле:

Очередное заседание Творческой лаборатории, состоявшееся 4 февраля, было посвящено обсуждению плана работы на текущий 2016 год.

Была утверждена тема апрельского семинара для педагогов города и Пермского края - «Ученическое самоуправление: предвыборная кампания и выборы президента лицея». Обсуждался вопрос о возрождении работы дискуссионного клуба.

Отмечено возрастание активности учителей в написание статей для публикации в Педагогическом журнале.

Подробный план по реализации проекта в 2016 году представлен в файле:

Турнир «Водрузи знамя Победы!» продолжается!

Участники Творческой лаборатории: преподаватели истории и обществознания Красноборова Н.П., Поварницына Е.С., Сонинский П.Г. и Филенко А.Е. в сотрудничестве с директором сайта self-test Чикулаевым Д.Г. создали исторический турнир «Водрузи знамя Победы!» по трем периодам Великой Отечественной войны. Новизна проекта заключается в его продолжительности и сочетании олимпиадных заданий с игровыми элементами.

Турнир стартовал 13 марта и завершится 30 мая. Сегодня можно подводить первые итоги, так как завершился один из трех этапов. Приятно отметить, что среди победителей ученица лицея Мясникова Карина (11 соц. класс), которой в торжественной обстановке были вручены подарки – книги и диплом победителя.

Карина сказала: «Всероссийский турнир - очень полезная и увлекательная игра. Содержит в себе вопросы, связанные с историей Великой Отечественной войны и непосредственно Пермского края. Каждый тур имеет свою предысторию и охватывает определенный период войны. Думаю, что будет многим интересно проверить свои знания и походу выполнения заданий узнать что-то новое. Всем советую!»

На фото: директор сайта self-test Чикулаев Д.Г. вручает призы победителю - Мясниковой Карине.

Организаторы приглашают присоединиться к участникам турнира. Прийти к победе и водрузить знамя каждому по силам. Начать путь к Победе можно с любого тура.

Творческая лаборатория 21 апреля 2016г.

Апрель месяц оказался для лицея весьма продуктивным в налаживании партнерских отношений с ООО «СЕЛФ-ТЕСТ» в лице директора Чикулаева Дмитрия Геннадьевича. Седьмого апреля 2016г. состоялось подписание договора о сотрудничестве на базе образовательной платформы Brainoom. Преподаватели лицея получают возможность использовать функционал данной платформы для проведения различного рода тестирования учащихся, проведения конкурсов, индивидуальных консультаций, обмена дидактическими материалами с коллегами.

Данному событию предшествовало проведение производственного совещания, на котором коллектив лицея проинформировали о планах сотрудничества и возможных перспективах его развития при создании сетевого сообщества на базе платформы Brainoom. Были определены этапы вовлечения педагогов в процесс освоения платформы. В течение недели педагогам предстояло создать личный кабинет и ознакомиться с особенностями деятельности на сайте.

21 апреля состоялось очередное заседание Творческой лаборатории, где Д.Г. Чикулаев продемонстрировал мастер-класс «Возможности платформы Brainoom». В ходе общения автор ответил на массу вопросов педагогов, что позволяет сделать вывод о заинтересованности части коллектива в дальнейшем сотрудничестве.

Содержательный отчет о результатах деятельности МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2014 году

Деятельность МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2014 го-ду проводилась в соответствии с Техническим заданием проекта «Дистан-ционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9-11 классов в области гуманитарного и естественнонаучного образова-ния» и общим планом деятельности Университетского образовательного округа ПГГПУ. Материалы отчета представлены в хронологическом по-рядке.

В ноябре 2013 – феврале 2014 года проводилась подготовка к пуб-ликации материалов учебно-методического пособия для старшеклассни-ков и учителей по созданию научно-исследовательской работы «Первые шаги в науку». Авторы – учителя русского языка и литературы А.Д. Ба-ландина и Н.В. Фомичева - использовали в работе ряд материалов, со-зданных в ходе выполнения проекта ЦИО, собственные многолетние мето-дические наработки по развитию исследовательской компетентности уча-щихся, а так же предоставленные им материалы других учителей лицея, ведущих курс «Исследовательский практикум» по ряду предметов. Посо-бие было опубликовано в феврале 2014 года. Первая часть содержит теоретические материалы по требованиям к созданию школьной исследо-вательской работы, изложенные в популярной и доступной форме, а также компетентностно-ориентированные задания, развивающие исследователь-ские навыки учащихся. Вторая часть пособия содержит ответы к заданиям. Пособие впервые было представлено в рамках ежегодной научно-практической конференции учащихся НОЦ и школ Университетского округа ПГНИУ, организуемой МАОУ «Лицей №2» г. Перми, 26 февраля 2014 года.

25 марта 2014 года проведен образовательный модуль для педаго-гов Пермского края с презентацией пособия в форме научно-практического семинара «Организация и методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся». В семинаре приняли участие 41 учитель из 5 образовательных учреждений г. Перми и 18 обра-зовательных учреждений районов Пермского края. Основной контингент составили учителя русского языка и литературы, присутствовали также учителя физики, химии и биологии, информатики, английского языка, ис-тории и обществознания, технологии и начальных классов.

Программа семинара предполагала деятельный формат общения и включала такие интерактивные формы, как информационный обмен, бесе-ду, обмен мнениями – в теоретическом модуле, два мастер-класса – в прак-тическом модуле: первый был посвящен методике работы с компетент-ностно-ориентированными заданиями пособия по освоению учащимися основ методологии научного исследования, второе - методике работы с заданиями пособия по изучению научной литературы. В этой части курса учителя стали непосредственными участниками процесса обучения, то есть выполняли роль учащихся: работа строилась по группам, с выступления-ми по итогам обсуждения, дискуссией по теме мастер-класса. В рефлексив-ной части семинара участникам было предложено обсудить итоги работы в группе, индивидуальные проблемы в организации исследовательской работы и пути их разрешения. Особенно нужно отметить доброжелатель-ную, рабочую атмосферу, заинтересованность участников в предложенной проблематике. Многие из участников семинара только начинают иссле-довательскую деятельность с учащимися в своих учебных заведениях в связи с переходом на новые ФГОС. По итогам семинара всеми участника-ми была отмечена полезность профессионального общения такой формы и содержания.

Всем участникам было предложено продолжить работу по матери-алам семинара, апробировать приобретенное пособие в своих учебных за-ведениях и дистанционно (посредством электронной почты и образова-тельного сайта) обменяться опытом, консультироваться по вопросам орга-низации исследовательской деятельности учащихся.

Со 2 по 4 апреля для педагогов лицея был проведен обучающий научно-практический семинар «Диагностика метапредметных и личност-ных результатов учащихся». В ходе семинара повысили квалификацию 31 педагог лицея. Участники отметили высокий уровень семинара, проведен-ного специалистами кафедры практической психологии ПГГПУ А.Ю. По-повым и А.А. Вихманом, новизну полученных данных, ценность представ-ленного материала для адаптация учреждения в условиях запланирован-ного в будущем введения новых ФГОС в старшей школе

В мае 2014 года проводилась окончательная правка статей по ре-зультатам деятельности ЦИО, направленных в Пермский педагогический журнал. В пятом номере Пермского педагогического журнала опублико-ваны статьи М.И. Демидовой с соавторами « Исследовательская дистан-ционная олимпиада как форма диагностики сформированности исследо-вательской компетентности учащихся» и Н. В. Фомичевой «От наивного лексикографирования» к компетентностному определению понятия».

Для публикации в последующих номерах Пермского педагогическо-го журнала подготовлены статьи Н.Ю. Патокиной «Формирование иссле-довательской компетентности учащихся на примере классов геолого-географического направления» и И.Н. Бежиной «Педагогический монито-ринг образовательных результатов учащихся (из опыта реализации)».

13 – 14 мая 2014 года в Перми проходила всероссийская школа-семинар для учителей естествознания, школьников и студентов, организо-ванная Министерством образования и науки РФ и фондом «Современное естествознание». В рамках школы – семинара руководитель ЦИО М.И. Демидова проводила мастер-класс на базе лицея «Формирование иссле-довательской компетенции в области экологического образования». В рамках семинара рассматривались такие материалы проекта ЦИО, как ор-ганизация исследовательских олимпиад и дистанционная поддержка раз-вития исследовательских компетенций через образовательный сайт. Участ-никам мастер-класса было представлено инновационное оборудование ка-бинета биологии лицея, обсуждались подходы к его использованию в учебных исследованиях. Учащиеся 11 биологического класса представили презентации по своим исследовательским работам в области экологии. В мастер-классе приняли участие 42 слушателя, в том числе организаторы школы-семинара из Москвы и Санкт-Петербурга, учителя и группы уча-щихся из г. Салават Башкирской республики, г. Ижевска Удмуртской рес-публики, г. Чайковский Пермского края, педагоги и методисты из районов Пермского края. Мастер-класс получил высокую оценку участников и ор-ганизаторов.

День ЦИО на базе МАОУ «Лицей №2» г. Перми был проведен 29 ав-густа 2014 года. Тема дня ЦИО «Организация исследовательской дея-тельности как основной технологии современного образования» соответ-ствовала общей тематике проекта ЦИО. Несмотря на своевременность рассылки информационного письма с программой семинара, число гостей было небольшим. Тем не менее, совещание было проведено в полном формате.

Директор МАОУ «Лицей №2» г. Перми З.Д. Белых рассказала о ро-ли исследовательской деятельности в образовательной программе учре-ждения и административных аспектах реализации подхода.

Руководитель ЦИО М.И. Демидова представила презентацию по результатам двух лет выполнения проекта «Дистанционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9-11 классов в об-ласти гуманитарного и естественнонаучного образования». Рассмотрены предварительные данные и планы по реализации третьего года проекта.

Учитель географии МАОУ «Лицей №2» г. Перми Н.Ю. Патокина представила материалы по формированию проектно-исследовательской деятельности в классах геолого-географического направления. Представ-лены фото- и видеоматериалы по полевой практике учащихся, конкурсу документальных фильмов учащихся «Хрустальный глобус», урокам с ис-пользованием исследовательских технологий.

Учитель русского языка и литературы Н.В. Фомичева представила материалы о составлении и применении компетентностно-ориентированных заданий для формирования исследовательской компе-тентности.

Учитель английского языка Т.И. Соболева обсудила вопрос о воз-можном прикладном использовании продуктов исследовательской дея-тельности учащихся в образовательном процессе.

После завершения теоретической части семинара состоялось об-суждение проблемы в рамках круглого стола. Несмотря на небольшое ко-личество гостей, обсуждение было продуктивным, в частности, поднима-лись вопросы о динамичности формы и содержания образовательного процесса, изменении требований к его организации. Поскольку среди гос-тей преобладали преподаватели средне-профессиональных учебных заве-дений, большое внимание уделили особенностям формирования исследо-вательских компетенций у учащихся колледжей. Участники приобрели эк-земпляры пособия «Первые шаги в науку» и получили рекомендации по работе с ними.

В сентябре 2014 были обновлены материалы сайта «Образователь-ное пространство успеха» созданного в рамках проекта ЦИО на платфор-ме Google для дистанционной поддержки развития исследовательской компетентности учащихся в связи с изменениями в составе группы препо-давателей. С начала учебного года происходит активное использование учебных материалов, размещенных на сайте, в следующих курсах:

  1. Спецкурс «Основы научно-исследовательской деятельности» в 10 биологическом классе (учитель М.И. Демидова);
  2. Исследовательский практикум в 11 классе русской и английской филологии (учитель Н.В. Фомичева);
  3. Исследовательский практикум в 10 химическом классе (учитель А.Н. Кощеева).
  4. Занятия олимпиадной сборной г. Перми по образовательной программе «Подготовка учащихся к олимпиадам по экологии» (учитель М.И. Демидова).

Материалы используются как для проработки вопросов на занятиях, так и для домашних заданий.

С 8 по 25 октября с использованием сайта была проведена III крае-вая олимпиада «Юный исследователь» по естественным (химия, геогра-фия, экология) и гуманитарным (русский и английский языки) наукам. В олимпиаде этого года был сохранен формат из трех типов заданий . Часть А на выбор одного ответа по истории, терминологии наук, вопросам ис-следований в области наук. Часть В – на выполнение фрагментов исследо-вательской работы (работа с определителями, графиками, таблицами, за-дания на систематизацию материала). Часть С – творческая работа с вы-полнением или программированием небольшого собственного исследова-ния. Принципы разработки олимпиадных заданий, апробированные ранее на таких предметах, как экология, химия, русский язык легко реализова-лись при составлении заданий по новым олимпиадным предметам – гео-графии и английскому языку. В олимпиаде, как и в предыдущие годы, бы-ло уделено большое внимание развитию исследовательских компетенций. Задания и ответы содержат большое количество комментариев обучающе-го характера.

В олимпиаде приняли участие 140 учащихся, в том числе 99 уча-щихся МАОУ «Лицей №2» г. Перми и 41 участник из 14 образовательных учреждений Пермского края.

29 октября 2014 года учащаяся 11 биологического класса лицея Да-рья Чегодаева приняла участие и заняла второе место в Конкурсе иссле-довательских проектов учащихся Университетского округа инновацион-ных образовательных учреждений ПГГПУ. Предварительный отбор для участия в конкурсе пройден с результатом 38 баллов из 40. Видеоролик по работе размещен на www.youtube.com по адресу https://www.youtube.com/watch?v=74_O14tRrTo.

В рамках III всероссийской конференции учителей «Кадровый ре-зерв российской химии. Школьный этап» 2-7 ноября 2014 года в г. Хан-ты-Мансийске З.Д. Белых и А.Н. Кощеевой был представлен доклад и опубликованы тезисы «К вопросу о формировании исследовательской дея-тельности как основной технологии современного образования (на приме-ре химического образования)».

Педагоги лицея приняли участие в научно-практической интернет-конференции «Университетский округ ПГГПУ как площадка образова-тельных инноваций Пермского региона».

На сайте конференции были размещены

  1. Визитка МАОУ «Лицей №2».
  2. Видеоролик о лицее как центре инновационного опыта, созданный киногруппой при парламенте лицея.
  3. Материалы для работы площадки «Проектно-исследовательская деятельность как одна из форм системно-деятельностного подхода в обучении.
    1. Презентация М.И. Демидовой «Результаты реализации проекта ЦИО «Лицей №2» г. Перми «Дистанционная поддержка развития иссле-довательской компетентности учащихся 9 – 11 классов в области гумани-тарного и естественнонаучного образования».
    2. Презентация Н.В. Фомичевой «Проблема управления исследо-вательской деятельностью старшеклассников с помощью системы учебных заданий».
    3. Презентация Н.Ю. Патокиной «Формирование исследователь-ской компетентности учащихся на примере геолого-географического про-филя».
    4. Презентация Т.И. Соболевой «Практически значимый результат учебно-исследовательской деятельности в классах гуманитарного профи-ля».
  4. Образовательная программа «Подготовка учащихся к олимпиа-дам по экологии» М.И. Демидовой в рамках площадки «Развитие и под-держка детской одаренности в современных условиях».
  5. Тезисы И.Н. Бежиной «Формирование профессионально-значимых личностных качеств учащихся в углубленном курсе информати-ки в старшей школе в рамках площадки «Воспитательная работа в совре-менной школе».

Педагоги лицея участвовали при обсуждении вопросов на форуме в рамках площадки «Проектно-исследовательская деятельность» и приняли участие в вебинаре доктора педагогических наук Д.Зицера «Учитель в со-временном пространстве образования».

В работе лаборатории «Развитие речи учащихся: деятельностный подход» под руководством д.п.н. Е.А. Рябухиной в течение года принима-ла участие учитель русского языка и литературы Н.В. Фомичева. Продук-том деятельности является разработка материала к занятию по курсу «Исследовательский практикум».

В заключение можно отметить, что задачи третьего года реализации проекта в основном выполнены. Деятельность в статусе ЦИО повысила творческую активность педагогов лицея, привела к освоению новых форм работы (публикация методического пособия, участие в интернет-конференции и др.). Деятельность педагогов ЦИО в этом году отличается опытом трансляции наработок на российском уровне.

17.11.14 Руководитель ЦИО М.И. Демидова

Подходы к развитию коммуникативных навыков у обучающихся на уроках иностранного языка

Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей №2» приветствует участников международного образовательного Интернет-форума Университетского округа ПГППУ «ЦИО – шаг в будущее образования Пермского края»!

Предлагаем вашему вниманию материалы, подготовленные и апробированные Баталовой Людмилой Геннадьевной, учителем английского языка МАОУ «Лицей №2» города Перми, в рамках нашей работы Центра инновационного опыта. Мы будем рады узнать ваше мнение, а также предлагаем обсудить тему: «Эффективные приемы работы с видеоинформацией в процессе подготовки (разработки/ организации) педагогом урока по ФГОС».

Видеоурок «Как говорить на диалекте кокни?»

В современном обществе необходимым условием для эффективной межкультурной коммуникации является не только знание английского языка как универсального средства общения, но и умение понимать собеседника – носителя языка, говорящего на сленге. Данный видеоурок посвящен диалекту кокни, зародившемуся в лондонском районе Ист-Энд. Цель образовательного продукта – познакомить учащихся с основными фонетическими особенностями данного лондонского диалекта.

Видеосюжет явился результатом сравнительного анализа произношения кокни и классического английского произношения в процессе ведения исследовательской работы «Роль английского сленга в построении эффективной коммуникации» под руководством учителя английского языка Баталовой Л. Г.

Данный образовательный продукт может быть использован на уроке английского языка для демонстрации и понимания фонетических особенностей диалекта кокни, снятия трудностей в процессе общения с носителями английского языка, просмотре фильмов на английском языке, а также предупреждения фонетических ошибок при подготовке к устной части ЕГЭ. Длительность видеоурока 2.50 минуты.

Ссылка на видео

Викторина «Tasty questions»

Викторина «Tasty questions» - «Вкусные вопросы» была разработана учителем английского языка Баталовой Л.Г. в рамках спецкурса для учащихся профиля германских языков и культур «Великобритания: история и современность».

Викторина проводилась с целью актуализации знаний о традициях английской кухни, повышению познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка и развития коммуникативных навыков через групповые формы работы.

Викторина состоит из пяти видео вопросов, связанных с традиционной и современной английской кухней. После формулировки видео вопроса, дается время на обдумывание и ответ. Также представлены правильные ответы, что упрощает проверку результатов и экономит время для подведения итогов. При подготовке видео викторины был проведен опрос учащихся лицея гуманитарного и естественнонаучного направлений, где английский язык не является профильным предметом. Результаты опроса также представлены в видеосюжете.

Викторина «Tasty questions» была многократно апробирована на уроках английского языка и вызвала широкий интерес у лицеистов. Она также была включена в один из этапов страноведческой игры в рамках реализации проекта «Лингвострановедческий калейдоскоп», который ежегодно проводится в лицее на неделе иностранных языков.

В рефлексии учащиеся выразили своё положительное впечатление о видео викторине, сказав, что «вопросы понравились, работа в команде помогла участникам сплотиться, проявить догадку, вспомнить полученные знания о культуре и традициях англоговорящих стран».

Викторина «Tasty questions» может быть использована на уроках английского языка в 9-11 классах при изучении традиций Великобритании.

Ссылка на видео

Видеоурок английского языка с применением кейс-метода

Применение кейс-метода на уроке английского языка ориентировано на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся. Суть кейс-метода состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Можно выделить следующие цели и области применения кейс-метода, метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;
  • отработка навыков практического использования языкового материала при анализе практических ситуаций;
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • контроль знаний, полученных учащимися в ходе изучения материала модуля.

Кейс «Программа помощи развивающимся странам» был разработан на основе УМК M. Harris, D.Mower New Opportunities как контрольное мероприятие модуля «Глобальные проблемы общества». Данная технология была реализована по следующему алгоритму совместной деятельности учителя и учащихся:

I этап. Представление задания кейса и составление ридера (постановка проблемы, которую необходимо решить, деление на группы, распределение ответственных за поиск нужной информации и презентацию внутри группы). Поиск информации, составление ридера (собранный материал по проблеме – статьи, видео, карты, справочная литература).

II этап. Решение кейса и его защита.

  1. Актуализация проблемы.
  2. Совместное обсуждение проблемы внутри группы, поиск решения проблем.
  3. Презентация кейса
  4. Последующая дискуссия между группами. Аргументация предлагаемых решений проблемы.
  5. Групповая рефлексия. Групповое оценивание вклада участников группы в подготовку и защиту кейса. Оценивание учителем уровня сформированности знаний и умений учащихся.
  6. Подведение итогов.

На видео представлен II этап работы с кейсом - итоговое занятие модуля «Глобальные проблемы общества», в течение которого изучались следующие темы: природные катаклизмы, проблемы развивающихся стан, природные ресурсы и проблемы окружающей среды, решение социальных проблем. Урок был проведен с учащимися 11 класса германских языков и культур, где английский язык является профильным предметом. Были использованы следующие ресурсы и материалы: компьютер, проектор, УМК M. Harris, D.Mower. New Opportunities, Russian edition. Upper intermediate. Pearson Education Limited 2012, ресурсы интернет.

По итогам применения кейс-метода на уроке английского языка были достигнуты следующие планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к народам развивающихся стран; самоанализ, самооценка; целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Предметные: владение лексикой по теме «Глобальные проблемы общества», лексическими навыками аргументации и принятия решения;

Метапредметные:

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения кейса с использованием мультимедийных средств, энциклопедий, справочников.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: использование языковых средств для решения коммуникативных задач.

Были решены поставленные задачи:

  • контроль уровня сформированности знаний и умений модуля «Глобальные проблемы общества».
  • развитие умений логически мыслить, формулировать высказывание, аргументировать свое мнение, делать выводы;
  • развитие навыка работы в группе — эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
  • развитие навыка участия в коллективном обсуждении проблем, умения аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка

Ссылка на видео