МАОУ "Лицей № 2", НОЦ г.Перми
"Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом"
(Анатоль Франс).
614089 г.Пермь, ул.Самаркандская, 102
Тел./Факс: 282-43-42
Директор: Анатолий Викторович
Время приема: вт, чт с 16:00 до 18:00
Тел. 8-908-255-97-96
 
<< Назад

Деятельность Лицея в качестве Центра инновационного опыта учебных заведений Университетского образовательного округа ПГГПУ

Проект ЦИО 2018-2020гг


2020 год

Конкурс электронных сборников


2019 год

Содержательный отчет о реализации проекта ЦИО 2019
Программа НПК 2019

Конференция

День ЦИО


2018 год


9.11.2018 были подведены итоги Межпредметной дистанционной олимпиады школьников на английском языке. В олимпиаде приняли участие 114 человек из 8 учебных учреждений Перми и Пермского края. Поздравляем победителей!

Результаты Межпредметной дистанционной олимпиады школьников на английском языке 2018

Дипломы победителей 1, 2, 3 степени, а также благодарственные письма будут готовы в течение месяца

МАОУ «Лицей №2» г. Перми приглашает вас принять участие в дистанционном модульном курсе «Разработка межпредметных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности».

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

о деятельности ЦИО МАОУ «Лицей №2» г. Перми за 2018 год по теме: «Межпредметная интеграция как способ оптимизации образовательной нагрузки старшеклассников»

Цель проекта: оптимизация образовательной нагрузки старшеклассников посредством межпредметной интеграции.

Задачи проекта на 2018 г.:

  • Изучить научную литературу по тематике проекта, познакомиться с опытом педагогов, использующих принципы межпредметной интеграции в своей профессиональной деятельности;
  • Составить сборник рекомендаций для обучающихся по выполнению и оформлению реферативных, проектных, учебных исследовательских работ с использованием межпредметных подходов при создании учебного продукта;
  • Разработать педагогические межпредметные проекты (как минимум 3), способствующие оптимизации образовательной нагрузки;
  • Разработать механизм оценки эффективности межпредметных педагогических проектов;
  • Провести межпредметное внеурочное мероприятие для обучающихся Перми и Пермского края.

Деятельность ЦИО осуществлялась по следующим направлениям:

Совершенствование нормативно-правовой базы.

  • Организационное, информационное и техническое обеспечение - образовательной деятельности; укрепление партнерских связей.
  • Реализация инновационного проекта.
  • Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности.
  • Формирование исследовательских навыков учащихся.
  • Формирование научно-исследовательских компетенций педагогов; повышение квалификации педагогов.
  • Трансляция успешных педагогических практик по линии инновационной деятельности.

    Совершенствование нормативно-правовой базы

    Для реализации системной инновационной деятельности на уровне образовательной организации были разработаны следующие локальные нормативные документы (копии прилагаются к данному отчету):

    • Приказ о организации деятельности ЦИО
      • Об утверждении плана мероприятий по реализации проекта ЦИО на 2018 год;
      • О назначении Журавлевой Л.С. руководителем Творческой лаборатории;
      • О создании творческой лаборатории для реализации проекта ЦИО;
      • О плане работы Творческой лаборатории;
      • О подготовке к публикации сборника рекомендаций для обучающихся по выполнению и оформлению реферативных, проектных, учебных исследовательских работ;
      • О создании временной творческой группы по созданию сборника.
    • Утвержденный план мероприятий по реализации проекта ЦИО на 2018 год;
    • Утвержденный план работы творческой лаборатории.

    Организационное, информационное и техническое обеспечение - образовательной деятельности; укрепление партнерских связей В июне завершился III этап конкурса образовательных организаций Пермского края, претендующих на статус «Центр инновационного опыта Университетского округа ПГГПУ». Всего было представлено 38 проектов, соответствующих приоритетным направлениям образовательной политики Пермского края. По итогам конкурса Лицей №2 стал одним из победителей 2018 года. 27 июня 2018 года на Торжественном заседании Университетского округа ПГГПУ руководителем МАОУ «Лицей №2» и руководителем проекта ЦИО было получено свидетельство о присвоении статуса ЦИО (копия прилагается). После согласования договора и технического задания состоялось подписание договора о совместной образовательной деятельности (Копия прилагается).

    23 августа 2018 руководитель ЦИО Журавлева Л.С. приняла участие в выездном организационно-деятельностном семинаре участников Округа, ориентированном на создание сети профессиональных контактов.

    План проекта ЦИО на 2018 год и промежуточные результаты его реализации были представлен на педагогическом совете (копии протоколов и тексты докладов прилагаются). В результате реализации проекта были разработаны межпредметные педагогические проекты, согласованные на педагогическом совете.

    Для освещения информации о реализации проекта ЦИО на сайте лицея функционирует страница, посвященная ЦИО http://licey2perm.ru/Cio (скриншоты прилагаются). В ходе работы над проектом мы столкнулись со сложностями, связанными с особенностями организации сайта образовательной организации. На странице ЦИО нет возможности публиковать отдельные новости, возможно лишь заполнение единым материалом. Решить данную техническую проблему за короткий промежуток времени не представлялось возможным. В связи с этим нам не удалось организовать публикацию новостей ЦИО должным образом. Поскольку реорганизация сайта образовательной организации уже входит в планы, эту проблему удастся решить в следующем отчетном периоде.

    Реализация инновационного проекта

    Для реализации проекта в лицее была создана Творческая лаборатория, участники которой приняли наиболее активное участие в работе над проектом в этом отчетном периоде. В течение сентября – ноября 2018 года педагогами лицея велась работа над межпредметными проектами, направленными на интеграцию отдельных тем, курсов, создание межпредметных заданий, интеграцию учебной и внеучебной деятельности. Некоторые из разработанных материалов были представлены в качестве демонстрационного и дополнительного материала в дистанционном модульном курсе «Разработка межпредметных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности», размещенном на сайте дистанционного обучения ПГГПУ (http://fppkdo.ru). Проекты были представлены на педагогическом совете. К отчету прилагаются следующие проекты:

    • Баталова Л.Г. «Моя малая Родина»;
    • Баталова Л.Г. «Нестандартное домашнее задание, направленное на развитие межпредметных связей»;
    • Зотина И.М., Панова Е.А. «Порядок реакции. Определение порядка реакции из интегрального уравнения скорости»;
    • Зотина И.М. «Количественная оценка химических процессов»;
    • Зотина И.М. «Интегрированные задания с содержанием курса физики задания по химии для обучающихся 11-х классов естественно-научного профиля»;
    • Ромодина Т.П. «Учебный проект с применением межпредметных связей мировой художественной культуры и информатики».

    Работа по созданию межпредметных проектов будет продолжена.

    Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности

    Одной из задач, стоящей перед нами при реализации проекта ЦИО было создание сборника рекомендаций для обучающихся по выполнению и оформлению творческих, реферативных, проектных, учебных исследовательских работ. Работа над сборником велась в октябре и ноябре 2018 года. Сборник включает в себя следующие разделы: введение, проектная деятельность (Информационные проекты: доклады, рефераты; исследовательские проекты, подготовка тезисов, социальные проекты), письменные работы (эссе, формальные письма), медиапродукты, лабораторные работы, публичные выступления, правила оформления библиографического списка.

    Для создания сборника была организована творческая группа педагогов: Демидова М.И., Фомичева Н.В., Патокина Н.Ю., Соболева Т.И., Поварницына Е.С., Сутоцкая М.Ю., Бежина И.Н., Зотина И.М., Мартынова Л.Д., Костицына В.С., курировала создание сборника Журавлева Л.С. Сборник создан, однако требует рецензирования, в связи с чем презентацию сборника было решено отложить. Презентация сборника пройдет на конференции педагогов Перми и Пермского края, запланированной на январь 2019, проводимой в рамках следующего этапа реализации проекта ЦИО. Текст подготовленного к рецензированию сборника прилагается к отчету.

    Формирование исследовательских навыков учащихся

    Исследовательская деятельность является обязательной для каждого лицеиста, в связи с этим в рамках реализации проекта ЦИО педагогам было предложено сформулировать и предложить обучающимся межпредметные темы исследовательских работ. Поскольку ежегодная научно-исследовательская конференция обучающихся традиционно проходит в феврале, а результатах данного направления деятельности мы не имеем возможности доложить в рамках данного отчетного периода.

    Учащиеся 10 В класса МАОУ «Лицей №2» г. Перми Зайцева Дарья и Дудецкая Юлия (научный руководитель Журавлева Л.С.) приняли участие в конкурсе идей исследовательских проектов учащихся, организованного в рамках деятельности Университетского округа (видеоролик, снятый обучающимися, представленный на конкурс прилагается).

    Педагогами английского языка МАОУ «Лицей №2» г. Перми была разработана, организована и проведена дистанционная межпредметная олимпиада на английском языке для учащихся 8 – 11 классов (информационное письмо, задания и ответы, результаты, скриншоты прилагаются). Межпредметная олимпиада по английскому языку проводилась с целью создания социально-педагогических условий, способствующих разностороннему развитию обучающихся по направлениям гуманитарного и естественнонаучного циклов и предполагает решение следующих образовательных, воспитательных и развивающих задач:

    • создание условий для интеллектуального и творческого развития детей;
    • предоставление равных возможностей для детей из разных школ в части развития потенциала и творческих навыков в выполнении заданий по английскому языку с привлечением знаний из разных учебных дисциплин;
    • помощь школьникам в профессиональной ориентации и продолжении образования.

    Олимпиада включает в себя интегрированные задания по истории, географии, достижениям ученых, исследователей, изобретателей; заданий по живописи, философии и литературе. Победители и призеры олимпиады награждаются дипломами I, II, III степени. Учителя, подготовившие победителей и призеров олимпиады, получат благодарность. Сроки проведения олимпиады: 3.11. 2018 – 8.11. 2018. Подведение результатов олимпиады: 9.11.2018.

    Материалы олимпиады были размещены на сайте «Образовательное пространство успеха» , ранее разработанном педагогами лицея для проведения дистанционных мероприятий.

    Олимпиада была оформлена в виде гугл-формы.

    В олимпиаде приняло участие 114 учащихся из 8 учебных заведений Перми и Пермского: 18 учеников 11 класса, 57 учеников 10 класса, 6 учеников 9 класса, 33 ученика 8 класса (результаты олимпиады прилагаются к отчету).Олимпиада получила положительный отзыв от преподавателей английского языка, чьи обучающиеся приняли в ней участие.

    Педагоги и лицеисты приняли активное участие в работе Университетского округа. 18 октября лицеисты исторического профиля (11 исс б класс, 20 человек) с классным руководителем Ромодиной Т.П. посетили открытую лекцию доктора исторический наук А.Б. Суслова в ПГГПУ под названием "Сталин: смеяться или ужасаться". Лекция показала разные подходы к исследованию роли Сталина в истории. На примере исторических источников была продемонстрирована структура и особенности управления страной в 1930е годы. В ходе лекции слушатели смогли проанализировать документы данного периода и сделать самостоятельные выводы. Лицеисты высоко оценили лекцию.

    24 октября лицеисты филологического профиля (10 фил класс, 20 человек) и классный руководитель Чигодайкина Е.В. приняли участие в публичной лекции профессора И.А. Подюкова "Субкультуры Прикамья в языковом отражении", лицеисты высоко оценили лекцию, приняли активное участие в обсуждении.

    Формирование научно-исследовательских компетенций педагогов; повышение квалификации педагогов

    В рамках работы над проектом педагогами лицея был произведен анализ научной литературы по теме проекта, ознакомление с опытом других педагогов, использующих принципы межпредметной интеграции в своей профессиональной деятельности. На основе этого анализа был написан литературный обзор (текст прилагается). Два исследовательских проекта педагогов лицея были представлены на конкурс исследовательских проектов педагогов Центров инновационного опыта ПГГПУ, они были представлены на сайте Университетского округа в соответствующем разделе (http://uokrug.pspu.ru/konuchpro ):

    1. Патокина Н.Ю., Туманова О.С. «Пермь и Пермский край в произведениях писателей-путешественников». В рамках данного исследовательского проекта раскрываются межпредметные и метапредметные возможности взаимодействия географии и литературы.
    2. Журавлева Л.С. «Оценка эффективности межпредметного взаимодействия в качестве способа снижения учебной нагрузки старшеклассников». В рамках данного проекта будет выполнена одна из задач проекта ЦИО, а именно разработка механизм оценки эффективности межпредметных педагогических проектов. В ходе работы над проектом и составлении обзора литературы выяснилось, что данная задача намного сложнее чем казалась на первый взгляд и требует больше времени для изучения и разработки. Помимо участия в конкурсе исследовательских проектов, Журавлева Л.С. приняла участие в работе Клуба педагогов-исследователей ПГГПУ.

    8 ноября педагог лицея Ромодина Т.П. приняла участие в работе лаборатории ПГГПУ «Профессиональное и личностное развитие педагога» под руководством Смирнова Д.О., доцента кандидата психологических наук, заведующего лабораторией психологии образования и медиапсихологии.

    10 ноября педагог лицея Поварницына Е.С. приняла участие в работе лаборатории ПГГПУ «Интернет – ресурсы в работе педагога» под руководством Шестакова А.П., доцента кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой информатики и вычислительной техники.

    Трансляция успешных педагогических практик по линии инновационной деятельности

    Педагогами лицея был разработана образовательная программа модульного дистанционного курса «Разработка межпредметных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности», рассчитанная на 14 часов учебной нагрузки (информационное письмо, программа и материалы прилагаются). Составитель курса: Журавлева Л.С. (руководитель ЦИО, учитель биологии, МАОУ "Лицей №2" г. Перми). Материалы межпредметного характера для разработки данного курса предоставили педагоги МАОУ "Лицей №2" г. Перми: Альянаки С.И. (учитель физики), Анисимов П.И. (учитель математики), Баталова Л.Г. (учитель английского языка), Бежина И.Н. (учитель информатики), Величкова Л.П. (учитель физики), Гачегова Л.В. (учитель математики), Журавлева Л.С. (учитель биологии), Зотина И.М. (учитель химии), Иванов С.В. (учитель информатики), Красноборова Н.П. (учитель истории), Мартынова Л.Д. (учитель физики), Никифорова В.Б. (учитель математики), Панова Е.А. (учитель математики), Патокина Н.Ю. (учитель географии), Соболева Т. И. (учитель английского языка), Сутоцкая М.Ю. (учитель английского языка), Туманова О.С. (учитель русского языка и литературы), Фомичева Н.В. (учитель русского языка и литературы), а также Майринова Т.А. (учитель математики МАОУ «СОШ №3» г. Лысьва).

    Программа была согласована с научным руководителем Жениной Л.В., и своевременно предоставлена в Университетский округ ПГГПУ, а оценочные и методические материалы размещены на сайте дистанционного обучения ПГГПУ (http://fppkdo.ru). К сожалению, несмотря на затраченные интеллектуальные и временные ресурсы, в качестве слушателей на курс зарегистрировалось всего 8 человек: 6 педагогов их города Соликамск и двое из Перми. Ни один из зарегистрированных слушателей не прислал контрольных работ для оценки. Возможно, в условиях дефицита времени для самообразования, богатой информационной среды и конкуренции данный курс показался педагогам- участникам слишком трудозатратным. Отзывов о курсе не поступало.

    Педагоги лицея подготовили 3 статьи для публикации в Пермском педагогическом журнале:

    • Поварницына Е.С. «Презентация картины по ролям» - межпредметное задание на контрольном мероприятии»
    • Патокина Н.Ю., Туманова О.С. «Опыт организации внеурочной деятельности старших школьников по литературному краеведению в контексте метапредметного обучения»
    • Соболева Т.И. «Из опыта работы учителей лицея по межпредметной интеграции»

    Тексты статей прилагаются.

    Выводы:

    • Была изучена научную литературу по тематике проекта, познакомиться с опытом педагогов, использующих принципы межпредметной интеграции в своей профессиональной деятельности, составлен обзор;
    • Составлен сборник рекомендаций для обучающихся по выполнению и оформлению творческих, реферативных, проектных, учебных исследовательских работ;
    • Педагогами разработаны педагогические межпредметные проекты;
    • Разработан педагогический исследовательский проект, одной из задач которого является оценка эффективности межпредметных педагогических проектов;
    • Проведено межпредметное внеурочное мероприятие для обучающихся Перми и Пермского края: дистанционная межпредметная олимпиада на английском языке.

    В ходе реализации проекта ЦИО по теме «Межпредметная интеграция как способ оптимизации образовательной нагрузки старшеклассников» мы столкнулись с рядом сложностей, таких как дефицит времени на реализацию проекта, высокая загруженность педагогов, методическая сложность заявленной темы, несовершенство сайта образовательной организации, низкая активность педагогов других образовательных учреждений. С другой стороны, в этом отчетном периоде удалось вовлечь в реализацию проекта большее количество педагогов лицея, а также социальных партнеров из образовательных учреждений города Соликамска. Задачи, поставленные на отчетный период мы считаем выполненными.

    Руководитель ЦИО (Журавлева Л.С.)

    Сейчас одним из наиболее значимых критериев выпускника школы является не столько высокий уровень знаний, достаточный для продолжения образования, сколько способность самостоятельно извлекать новые знания. В связи с этим, значение межпредметной интеграции в образовательном процессе сложно переоценить. Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя, ведь она требует не только глубокого знания собственной дисциплины, но и знания содержания программ смежных предметов, а также подразумевает сотрудничество между педагогами. Данный дистанционный курс предназначен педагогов естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического циклов, социальных педагогов Перми и Пермского края. Выполнение заданий эффективнее будет выполнять в команде, поскольку задания подразумевают взаимодействие между учителями-предметниками. Целью данного курса является ознакомление педагогов Перми и Пермского края с различными формами использования межпредметного взаимодействия в профессиональной деятельности на примере опыта педагогов МАОУ «Лицей №2» г. Перми.

    Задачи:

    • Обобщить и систематизировать знания о межпредметной интеграции в образовательном процессе;
    • Ознакомить педагогов Перми и Пермского края с опытом педагогического коллектива МАОУ «Лицей №2» г. Перми;
    • Создать межпредметные педагогические проекты различных типов.

    Общий объем курса – 14 часов. По результатам успешного прохождения курса участникам будут выданы сертификаты.

    Зарегистрироваться на курс можно на сайте "//fppkdo.ru/course/view.php?id=659"

    Сроки проведения курса: 29.10. 2018 – 06.11. 2018

В 2017 году Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей №2» города Перми продолжает работу по теме «Коммуникативные качества личности - залог успешной социализации и профессионального роста».

Целью проекта является создание условий для развития образовательного пространства лицея путем внедрения информационных технологий и развитие системы инновационных форм и методов деятельности в учебной и внеурочной работе, направленных на формирование коммуникативных качеств личности учащихся, а также самосовершенствование и консолидацию педагогов.

Задачи ЦИО на 2016-2017 год:

  1. Организация и развитие деятельности творческой лаборатории педагогов лицея как базовой площадки для реализации проекта;
  2. Подготовка цикла методико-педагогических мероприятий, направленных на трансляцию опыта педагогов лицея представителям других учебных учреждений Перми и Пермского края;
  3. Укрепление межпредметных взаимодействий внутри образовательного учреждения и в рамках сетевого взаимодействия с другими ОУ;
  4. Подготовка и проведение методико-педагогических мероприятий, направленных на усиление взаимодействия между учителями и учащимися;
  5. Создание условий для повышения квалификации молодых специалистов, их активного участия в проектной и методической деятельности лицея.

В рамках работы ЦИО регулярно проходят встречи творческой лаборатории преподавателей лицея.

29 августа 2017 года по теме проекта ЦИО был проведен краевой форум «Развитие коммуникативных навыков: новые подходы, идеи, опыт» ()

В работе форума приняли участие 93 педагога из 35 учебных заведений, в том числе из 5 школ Пермского края. На форуме обсуждались вопросы развития коммуникативных навыков учащихся в учебной и внеучебной деятельности, организации дистанционного обучения, расширения сетевого дистанционного взаимодействия педагогов.

Открыла форум директор МАОУ «Лицей №2» Зинаида Дмитриевна Белых. Просмотреть выступление можно по ссылке: https://youtu.be/3PrNW9O-qa8

На пленарной части форума выступили руководители направлений, по которым работали площадки:

  • Применение коммуникативных технологий при реализации тьюторского сопровождения (Т.И. Соболева, куратор тьюторской деятельности в лицее)
    Запись выступления можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/RuHuk2M8vi0
  • Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла (Л.С. Журавлева, учитель биологии, к.б.н.)
  • Коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам (Л.И. Гашева, учитель англ. яз., рук. МО учителей ин.яз)
  • Организация дистанционного обучения посредством образовательной платформы Self-test.ru (И.Н. Бежина, учитель информатики, к.п.н.) Запись выступления- https://youtu.be/-RJn3B8PeGA

На площадке «Организация дистанционного обучения посредством сайта SELF-TEST.RU» были представлены 2 мастер-класса:

  • Бежина Ирина Николаевна, учитель информатики и ИКТ, МАОУ «Лицей №2» г. Перми «Основные подходы к организации on-line диагностики обучаемых посредством сайта Self-test»
  • Поварницына Елена Степановна, учитель истории, МАОУ «Лицей №2» г. Перми «Специфика разработки и размещения составного вопроса на платформе SELF-TEST.RU»

Также в октябре 2017 года планируется проведение модульного курса для учителей по данной теме.

В рамках работы площадки «Применение коммуникативных технологий при реализации тьюторского сопровождения» выступили:

  • Сутоцкая Мария Юрьевна, учитель иностранного языка, тьютор МАОУ «Лицей №2» г. Пермис докладом «Профессиональные практики и пробы. Выбор будущей профессии.»
  • Юркина Анастасия Альбертовна, учитель информатики и ИКТ, МАОУ "СОШ №1" г. Перми с докладом «Коммуникативные практики при работе с родителями»
  • Коллектив тьюторов МАОУ «СОШ №87»: Петушина Римма Раисовна, Щукина Елена Владимировна, Ковизина Регина Рафисовна, тьюторы, МАОУ "СОШ № 87"с докладом "Представление опыта работы тьюторской группы МАОУ "СОШ № 87"
  • Фомичева Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №2» г. Перми с мастер-классом «"Дорожная карта" профиля как инструмент взаимодействия с образовательным пространством лицея»
  • Каринкина Юлия Владимировна, педагог- психолог, тьютор МАОУ "СОШ №22 с углублённым изучением иностранных языков" с мастер-классом "Медиадискуссия как один из способов начать разговор".

На площадке «Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла» выступили

  • Федулова Лилия Константиновна, учитель биологии, МАОУ «СОШ № 16» г. Березники с мастер-классом «Методические приемы развития коммуникативных навыков с помощью игрового комплекта «Экологическое лото»
  • Аденина Оксана Юрьевна, учитель математики, МАОУ "СОШ № 87" с докладом «Развитие коммуникативных навыков на КСК как необходимое условие формирования математической компетентности»
  • Патокина Наталья Юрьевна, зам. дир. по УВР, учитель географии, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с интерактивным мастер-классом «Использование образовательных ресурсов геологического музея МАОУ «Лицей №2»»
  • Демидова Марина Иосифовна, учитель биологии, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с мастер-классом «Валеологическая выставка как форма развития коммуникативных навыков»
  • Каменских Елена Рафхатовна, учитель физики, МАОУ «Лицей №4» с докладом «Использование коммуникативных технологий во внеурочной деятельности по физике»

В рамках работы площадки «Коммуникативные технологии в урочной и внеурочной деятельности по иностранным языкам» выступили

  • Гашева Людмила Ионовна, учитель иностранного языка, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Урок в форме научной конференции на английском языке для учащихся старшего звена физико-математического профиля как ступень к профильному изучению иностранного языка в высшей школе»
  • Дробинина Тамара Семеновна, учитель иностранного языка, МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Роль внеурочной деятельности по немецкому языку в социализации старшеклассников»
  • Макшакова Татьяна Вячеславовна, заведующая Немецким читальным залом ПГКУБ им. А.М.Горького с докладом «Немецкий читальный зал как место проведения внеурочных мероприятий по немецкому языку»
  • Баталова Людмила Геннадьевна, учитель иностранного языка, тьютор МАОУ «Лицей №2» г. Перми с докладом «Обучение по индивидуальной образовательной траектории как условие успешного развития профессионально важных качеств лицеистов (на примере профиля германских языков и культур)»
  • Воронина Алеся Олеговна, учитель иностранного языка, МАОУ Пермская кадетская школа №1 с докладом «Английский школьный пресс-центр как способ интенсификации внеурочной деятельности»

По результатам работы площадок были проведены круглые столы и дискуссии, а также рефлексия среди докладчиков и слушателей.

Фото с площадок форума:

В настоящее время готовится к печати сборник тезисов выступлений, представленных на форуме.

В 2016-2017 г. в первом полугодии завершилась реализация проекта «Создание системы коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах»

Во втором полугодии был разработан план проекта по теме «Коммуникативные качества личности - залог успешной социализации и профессионального роста» и началась реализация проекта в соответствии с техническим заданием

Отчет по работе ЦИО МАОУ «Лицей №2» г. Перми за период с 1 февраля по 1 июля 2017 года
Руководитель ЦИО: Журавлева Л.С.

  1. По традиции в рамках деятельности ЦИО была создана творческая лаборатория, повестки заседаний которой представлены в таблице 1.
  2. Участники творческой лаборатории приняли участие в конкурсах, семинарах, организуемых ПГГПУ для школ университетского округа (таблица 2)

    Таблица 2. Участие творческой лаборатории в мероприятиях Университетского округа

    № п/п

    Участники

    Мероприятие

    1

    Патокина Н.Ю.

    Краевой конкурс «Новые горизонты» (победа в номинации «Естественные науки»)

    2

    Патокина Н.Ю.

    Конкурс аудиогидов

    3

    Журавлева Л.С., Бежина И.Н.

    Семинар, проводимый для педагогов ЦИО, планирующих использовать интернет-семинары для трансляции опыта своей педагогической деятельности

    4

    Журавлева Л.С. Бежина И.Н.

    Семинар по совершенствованию работы в дистанционной части модульной программы ЦИО

    5

     

    Бежина И.Н.

    Поварницына Е.С.

    Фомичева Н.В.

    Конкурс реализованных проектов педагогов - участников ЦИО

    1 место

    2 место

    Сертификат участника

  3. Согласно техническому заданию были проведены следующие образовательные события:
    1. Интеллектуальные игры для учащихся:
      1. Математические бои. Приняли участие 3 команды учащихся МАОУ «Лицей №2»: 10м, 11м, 11эка и 11ест. Ведущий – П.И.Анисимов, члены жюри: Л.В.Гачегова, Е.А.Панова.
      2. Стереометрические бои. Приняли участие 2 команды: 10фм и 10эк («Перпендикулярность прямых и плоскостей. Двугранный угол.» -- 23.03.17), бой длился 5 часов. Число участников – 14 человек (две команды по 7 человек). Руководители: учителя математики Е.А.Панова и В.Б.Никифорова.

        Планируется провести в 2017-2018 учебном году два Стереометрических боя в лицее среди 4-х команд (2 на 2 команды из 11фм и11эк) по темам:

        I. «Многогранники. Площади сечений. Углы между плоскостями.» -- конец сентября 2017г.

        II. «Метод координат в пространстве» - конец октября 2017г.

        Также планируется пригласить команды г. Кунгура и г. Добрянка и провести Стереометрические бои с 11фм и 11эк классами параллельно по теме «Объемы тел» (разные задачи, включая сечения). – конец марта 2018г.

      3. Дистанционная интеллектуальная игра «1917. Код революции» находится в состоянии разработки. Основные направления интеллектуальных заданий: документы эпохи; тема революции в культуре; персоналии; ключевые события. Интеллектуальная игра рассчитана на старшеклассников, студентов и всех интересующихся историей России.

        Авторы заданий: преподаватели кафедры общественных дисциплин МАОУ «Лицей №2». Интеллектуальная игра будет проводиться на базе платформы self-test при поддержке директора сайта Д.Г. Чикулаева. (Ответственный: Поварницына Е.С.)

    2. Очно-заочный модульный курс «Экспертиза содержания и оценивание заданий повышенного уровня сложности по химии». Курс предназначен для учителей химии, направлен на формирование умений и навыков работы с заданиями повышенной сложности ЕГЭ по химии и конкурсных испытаний других типов. Общий объем курса – 24 часа. Сроки проведения курса: 10.05. 2017– 10.06. 2017, очная встреча состоялась 16.05.2017 г. (Ответственные: Зотина И.М., Кощеева А.Н.)
    3. Виртуальная экскурсия по геологическому музею. Проект геологического музея Лицея №2 разработан и реализуется, экспонаты собраны, систематизированы, готов каталог, музей открыт для посетителей. В данный момент идет разработка экскурсий для разных направлений. Разработан аудиогид. (Ответственный: Патокина Н.Ю.)

      Руководитель проекта Патокина Н.Ю. получила диплом 1 степени в Краевом конкурсе «Новые горизонты»

    4. Мастер-классы для преподавателей Лицея № 2 по работе с платформой Self-test. Были организованы и проведены 2 мастер-класса (16.05.2017, 25.05.2017), к работе с платформой self-test подключились 7 преподавателей лицея.

      Планируется также проведение вебинара и организация модульного дистанционного курса для преподавателей Университетского округа ПГППУ (Ответственные: Бежина И.Н., Поварницына Е.С.)

    5. Проведен фестиваль-конкурс видеороликов «Англометраж» (Ответственный: Соболева Т.И.)
    6. Проект «Литературная география» - находится в состоянии разработки (Ответственные: Патокина Н.Ю., Туманова О.С.)

Для реализации проекта «Создание системы коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах» в рамках статуса ЦИО в октябре 2015 года в лицее была создана творческая лаборатория. Одно из основных направлений её деятельности - создание методических продуктов, в том числе, видеоуроков. Данное направление было новым для педагогического коллектива. В завершении своей деятельности участники творческой лаборатории решили опубликовать подготовленные видеоматериалы:

  1. «Технология «визуализации мыслительных процессов» в работе с документом» - видеоурок истории в 10 исс. Классе. Ведет Поварницына Е.С., учитель высшей категории. Ссылка: https://youtu.be/aFOM16WHauk
  2. «Развитие навыков публичного выступления в рамках исследовательского практикума» - видеоурок в 11 гяк классе. Ведет Сутоцкая М.Ю., учитель английского языка высшей категории.
    Ссылка на видеофрагмент: https://youtu.be/gbPzw9HN-sU

Ссылка на аннотацию к уроку:

В 2016-2017 учебном году деятельность Центра инновационного опыта продолжается.

Ключевым событием деятельности ЦИО стал модульный курс «Развитие коммуникативных качеств личности через проектную деятельность», реализация программы которого началась 6 октября 2016 года.

Среди участников открытого семинара (очная часть модульного курса) - Женина Лариса Викторовна к.ист.н., преподаватель ПГГПУ, студенты университета и педагоги лицея. Работа участников семинара была организована на девяти площадках.

В процессе работы площадок состоялся продуктивный обмен мнениями, что позволяет надеяться на дальнейшее сотрудничество двух коллективов.

Вторая часть модульного курса – дистанционное обучение - продлится до 30 октября.

Программа очной части модульного курса

Время и место

Тема

Ведущий преподаватель

1. Проектная деятельность на уроке

10.00 – 10.30
Актовый зал

 

Влияние проектной деятельности на развитие коммуникативных качеств личности. Основные требования к проектной деятельности

Патокина Н.Ю.- зам. директора по УВР, заслуженный учитель РФ

 

11.30 – 12.15 работа площадок

1) Пути формирования и развития способностей учеников в профильном классе, обеспечивающих успешность в конкурсных испытаниях по химии». Результаты проекта.

Зотина И.М. - учитель химии, Отличник народного просвещения

 

2) Применение онлайн-серверов в реализации учебных проектов

Бежина И.Н. - учитель информатики, к.пед.наук  

2. Проектная деятельность во внеурочной работе

12.25 – 13.10 работа площадок

1) Командное состязание (игра) представителей от различных профильных классов (возможно участие команд из школ города или команда слушателей курсов) в рамках реализации проекта «Лингвострановедческий калейдоскоп».

Баталова Л.Г. и Сутоцкая .Ю. - учителя английского языка, высшей категории

2) Реализация проекта «Неделя информатики как средство повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся». Мастер класс по работе с Prezi.com

Бежина И.Н. - учитель информатики, к.пед.наук

13.40 – 14.25 работа площадок

1)  Возможности проекта-публикации в развитии коммуникативной компетентности (на материале общелицейских проектов "Под сенью дружных муз...", " Живые страницы далекой войны").

Фомичева Н.В. - учитель русского языка и литературы, Почетный работник общего образования

2) Реализация всероссийского проекта «Водрузи знамя Победы».

Поварницына Е.С. - учитель истории, заслуженный учитель РФ

3. Социально значимые проекты городского, краевого и федерального уровня

14.30 – 15.15 работа площадок

1) «Волонтерский отряд лицея» - проект объединяющий силой добра.

Патокина Н.Ю. - зам. директора по УВР, заслуженный учитель РФ

2) Участие в проекте «Международный сертификат по немецкому языку» Открытый урок в 11 гяк. классе

Дробинина Т.С. - учитель немецкого языка, Отличник народного образования

 

3) Школьный фестиваль языков.

Туманова О.С. - учитель русского языка и  литературы, аспирантка ПГНИУ

15.20 – 15.50

Обмен мнениями с коллегами – участниками курса

 

Деятельность МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2015 году проводится в соответствии с Техническим заданием проекта « Методика коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах»

План реализации проекта прилагается:

8 октября 2015 года состоялось первое заседание Творческой лаборатории педагогов лицея в рамках реализации проекта ЦИО «Методика коммуникативного обучения и воспитания во вновь созданных ученических коллективах». Участники составили и утвердили план деятельности на ближайший период.

Состав Творческой лаборатории:

Поварницына Е.С. – руководитель лаборатории, учитель истории
Фомичева Н.В. – учитель литературы
Никифорова В.Б. – учитель математики
Сонинский П.Г. – учитель истории и обществознания
Филенко А.Е. - учитель истории и обществознания
Красноборова Н.П. - учитель истории
Сутоцкая М.Ю. – учитель английского языка
Бежина И.Н. – учитель информатики

20 октября 2015 года состоялся Краевой форум «Образовательный процесс старшей школы: идеи, подходы, опыт».

24 октября для учащихся 9-11 классов состоялась городская викторина «Конституция: вчера и сегодня»

29 октября 2015г. состоялось второе заседание Творческой лаборатории.

Заседание было посвящено просмотру двух видеофрагментов уроков с целью обсуждения и разработки рекомендаций для методических продуктов данного типа.
Учитель истории Поварницына Е.С. представила свой урок по теме «Технология визуализации мыслительных процессов на уроках истории».
Отмечен общий замысел технологии, четкость обозначения целей и задач педагогом в начале видеофрагмента, отражена суть технологии, возможности её использования. Отмечены недостатки: камера не фиксировала лица учеников, отвечающих на уроке; нет четкой фиксации самого процесса на интерактивной доске. Причина в удаленности камеры. Рекомендовано: улучшить качество видеофрагмента с учетом высказанных замечаний.

Учитель английского языка Сутоцкая М.Ю. представила видеофрагмент по теме «Развитие навыков публичного выступления на уроках исследовательского практикума (английский язык)». В ходе обсуждения коллеги отметили, что предложенная учителем идея представляет интерес и соответствует теме проекта. Хорошо представлен крупный план отвечающих учеников. Вместе с тем отмечены недостатки: нет рассказа учителя о методическом замысле такой формы проведения урока; не отражены важные детали: присутствие учеников других классов и педагогов, активно участвующих в обсуждении сообщений. Представлена разновозрастная коммуникация. Рекомендовано: улучшить качество видеофрагмета с учетом высказанных замечаний.

Разработаны рекомендации к составу методического продукта:

  1. Аннотация – краткая характеристика предлагаемой технологии с указанием целевой аудитории;
  2. Актуальность, цели, задачи;
  3. Описание технологии: алгоритм совместной деятельности учителя и учащихся, описание методических приемов;
  4. Рекомендации по применению технологии.

3 декабря 2015 года состоялось третье заседание Творческой лаборатории как практический семинар в рамках Модульного курса «Проектная деятельность как фактор развития личности и коммуникативной компетенции в сотрудничестве».

На семинаре присутствовали педагоги других общеобразовательных учреждений города: «Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя России Ф. Кузьмина».

Основным вопросом в повестке встречи был мастер-класс Н.Ю. Патокиной (зам. директора по УВР), в ходе которого продемонстрирован один из лучших проектов Натальи Юрьевны – краевой фестиваль «Хрустальный глобус». Каждый участник получил презентационные материалы, отражающие требования и ключевые разделы написания проекта. Определены сроки написания проектов участниками и даты их экспертизы.

Вторым пунктом работы Творческой лаборатории была встреча с директором ООО «SELF-TEST» Чикулаевым Дмитрием Геннадьевичем. Он проинформировал педагогов о возможностях дистанционного обучения учащихся на страницах его сайта. Показал перспективы виртуального общения учителей через взаимное использование тестовых заданий. Рассказал о текущем конкурсе учащихся и студентов «Культурный градус».

Фотографии:

Подробный отчёт по реализации проекта в 2015 году представлен в файле:

Очередное заседание Творческой лаборатории, состоявшееся 4 февраля, было посвящено обсуждению плана работы на текущий 2016 год.

Была утверждена тема апрельского семинара для педагогов города и Пермского края - «Ученическое самоуправление: предвыборная кампания и выборы президента лицея». Обсуждался вопрос о возрождении работы дискуссионного клуба.

Отмечено возрастание активности учителей в написание статей для публикации в Педагогическом журнале.

Подробный план по реализации проекта в 2016 году представлен в файле:

Турнир «Водрузи знамя Победы!» продолжается!

Участники Творческой лаборатории: преподаватели истории и обществознания Красноборова Н.П., Поварницына Е.С., Сонинский П.Г. и Филенко А.Е. в сотрудничестве с директором сайта self-test Чикулаевым Д.Г. создали исторический турнир «Водрузи знамя Победы!» по трем периодам Великой Отечественной войны. Новизна проекта заключается в его продолжительности и сочетании олимпиадных заданий с игровыми элементами.

Турнир стартовал 13 марта и завершится 30 мая. Сегодня можно подводить первые итоги, так как завершился один из трех этапов. Приятно отметить, что среди победителей ученица лицея Мясникова Карина (11 соц. класс), которой в торжественной обстановке были вручены подарки – книги и диплом победителя.

Карина сказала: «Всероссийский турнир - очень полезная и увлекательная игра. Содержит в себе вопросы, связанные с историей Великой Отечественной войны и непосредственно Пермского края. Каждый тур имеет свою предысторию и охватывает определенный период войны. Думаю, что будет многим интересно проверить свои знания и походу выполнения заданий узнать что-то новое. Всем советую!»

На фото: директор сайта self-test Чикулаев Д.Г. вручает призы победителю - Мясниковой Карине.

Организаторы приглашают присоединиться к участникам турнира. Прийти к победе и водрузить знамя каждому по силам. Начать путь к Победе можно с любого тура.

Творческая лаборатория 21 апреля 2016г.

Апрель месяц оказался для лицея весьма продуктивным в налаживании партнерских отношений с ООО «СЕЛФ-ТЕСТ» в лице директора Чикулаева Дмитрия Геннадьевича. Седьмого апреля 2016г. состоялось подписание договора о сотрудничестве на базе образовательной платформы Brainoom. Преподаватели лицея получают возможность использовать функционал данной платформы для проведения различного рода тестирования учащихся, проведения конкурсов, индивидуальных консультаций, обмена дидактическими материалами с коллегами.

Данному событию предшествовало проведение производственного совещания, на котором коллектив лицея проинформировали о планах сотрудничества и возможных перспективах его развития при создании сетевого сообщества на базе платформы Brainoom. Были определены этапы вовлечения педагогов в процесс освоения платформы. В течение недели педагогам предстояло создать личный кабинет и ознакомиться с особенностями деятельности на сайте.

21 апреля состоялось очередное заседание Творческой лаборатории, где Д.Г. Чикулаев продемонстрировал мастер-класс «Возможности платформы Brainoom». В ходе общения автор ответил на массу вопросов педагогов, что позволяет сделать вывод о заинтересованности части коллектива в дальнейшем сотрудничестве.

Содержательный отчет о результатах деятельности МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2014 году

Деятельность МАОУ «Лицей №2» г. Перми в статусе ЦИО в 2014 го-ду проводилась в соответствии с Техническим заданием проекта «Дистан-ционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9-11 классов в области гуманитарного и естественнонаучного образова-ния» и общим планом деятельности Университетского образовательного округа ПГГПУ. Материалы отчета представлены в хронологическом по-рядке.

В ноябре 2013 – феврале 2014 года проводилась подготовка к пуб-ликации материалов учебно-методического пособия для старшеклассни-ков и учителей по созданию научно-исследовательской работы «Первые шаги в науку». Авторы – учителя русского языка и литературы А.Д. Ба-ландина и Н.В. Фомичева - использовали в работе ряд материалов, со-зданных в ходе выполнения проекта ЦИО, собственные многолетние мето-дические наработки по развитию исследовательской компетентности уча-щихся, а так же предоставленные им материалы других учителей лицея, ведущих курс «Исследовательский практикум» по ряду предметов. Посо-бие было опубликовано в феврале 2014 года. Первая часть содержит теоретические материалы по требованиям к созданию школьной исследо-вательской работы, изложенные в популярной и доступной форме, а также компетентностно-ориентированные задания, развивающие исследователь-ские навыки учащихся. Вторая часть пособия содержит ответы к заданиям. Пособие впервые было представлено в рамках ежегодной научно-практической конференции учащихся НОЦ и школ Университетского округа ПГНИУ, организуемой МАОУ «Лицей №2» г. Перми, 26 февраля 2014 года.

25 марта 2014 года проведен образовательный модуль для педаго-гов Пермского края с презентацией пособия в форме научно-практического семинара «Организация и методическое сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся». В семинаре приняли участие 41 учитель из 5 образовательных учреждений г. Перми и 18 обра-зовательных учреждений районов Пермского края. Основной контингент составили учителя русского языка и литературы, присутствовали также учителя физики, химии и биологии, информатики, английского языка, ис-тории и обществознания, технологии и начальных классов.

Программа семинара предполагала деятельный формат общения и включала такие интерактивные формы, как информационный обмен, бесе-ду, обмен мнениями – в теоретическом модуле, два мастер-класса – в прак-тическом модуле: первый был посвящен методике работы с компетент-ностно-ориентированными заданиями пособия по освоению учащимися основ методологии научного исследования, второе - методике работы с заданиями пособия по изучению научной литературы. В этой части курса учителя стали непосредственными участниками процесса обучения, то есть выполняли роль учащихся: работа строилась по группам, с выступления-ми по итогам обсуждения, дискуссией по теме мастер-класса. В рефлексив-ной части семинара участникам было предложено обсудить итоги работы в группе, индивидуальные проблемы в организации исследовательской работы и пути их разрешения. Особенно нужно отметить доброжелатель-ную, рабочую атмосферу, заинтересованность участников в предложенной проблематике. Многие из участников семинара только начинают иссле-довательскую деятельность с учащимися в своих учебных заведениях в связи с переходом на новые ФГОС. По итогам семинара всеми участника-ми была отмечена полезность профессионального общения такой формы и содержания.

Всем участникам было предложено продолжить работу по матери-алам семинара, апробировать приобретенное пособие в своих учебных за-ведениях и дистанционно (посредством электронной почты и образова-тельного сайта) обменяться опытом, консультироваться по вопросам орга-низации исследовательской деятельности учащихся.

Со 2 по 4 апреля для педагогов лицея был проведен обучающий научно-практический семинар «Диагностика метапредметных и личност-ных результатов учащихся». В ходе семинара повысили квалификацию 31 педагог лицея. Участники отметили высокий уровень семинара, проведен-ного специалистами кафедры практической психологии ПГГПУ А.Ю. По-повым и А.А. Вихманом, новизну полученных данных, ценность представ-ленного материала для адаптация учреждения в условиях запланирован-ного в будущем введения новых ФГОС в старшей школе

В мае 2014 года проводилась окончательная правка статей по ре-зультатам деятельности ЦИО, направленных в Пермский педагогический журнал. В пятом номере Пермского педагогического журнала опублико-ваны статьи М.И. Демидовой с соавторами « Исследовательская дистан-ционная олимпиада как форма диагностики сформированности исследо-вательской компетентности учащихся» и Н. В. Фомичевой «От наивного лексикографирования» к компетентностному определению понятия».

Для публикации в последующих номерах Пермского педагогическо-го журнала подготовлены статьи Н.Ю. Патокиной «Формирование иссле-довательской компетентности учащихся на примере классов геолого-географического направления» и И.Н. Бежиной «Педагогический монито-ринг образовательных результатов учащихся (из опыта реализации)».

13 – 14 мая 2014 года в Перми проходила всероссийская школа-семинар для учителей естествознания, школьников и студентов, организо-ванная Министерством образования и науки РФ и фондом «Современное естествознание». В рамках школы – семинара руководитель ЦИО М.И. Демидова проводила мастер-класс на базе лицея «Формирование иссле-довательской компетенции в области экологического образования». В рамках семинара рассматривались такие материалы проекта ЦИО, как ор-ганизация исследовательских олимпиад и дистанционная поддержка раз-вития исследовательских компетенций через образовательный сайт. Участ-никам мастер-класса было представлено инновационное оборудование ка-бинета биологии лицея, обсуждались подходы к его использованию в учебных исследованиях. Учащиеся 11 биологического класса представили презентации по своим исследовательским работам в области экологии. В мастер-классе приняли участие 42 слушателя, в том числе организаторы школы-семинара из Москвы и Санкт-Петербурга, учителя и группы уча-щихся из г. Салават Башкирской республики, г. Ижевска Удмуртской рес-публики, г. Чайковский Пермского края, педагоги и методисты из районов Пермского края. Мастер-класс получил высокую оценку участников и ор-ганизаторов.

День ЦИО на базе МАОУ «Лицей №2» г. Перми был проведен 29 ав-густа 2014 года. Тема дня ЦИО «Организация исследовательской дея-тельности как основной технологии современного образования» соответ-ствовала общей тематике проекта ЦИО. Несмотря на своевременность рассылки информационного письма с программой семинара, число гостей было небольшим. Тем не менее, совещание было проведено в полном формате.

Директор МАОУ «Лицей №2» г. Перми З.Д. Белых рассказала о ро-ли исследовательской деятельности в образовательной программе учре-ждения и административных аспектах реализации подхода.

Руководитель ЦИО М.И. Демидова представила презентацию по результатам двух лет выполнения проекта «Дистанционная поддержка развития исследовательской компетентности учащихся 9-11 классов в об-ласти гуманитарного и естественнонаучного образования». Рассмотрены предварительные данные и планы по реализации третьего года проекта.

Учитель географии МАОУ «Лицей №2» г. Перми Н.Ю. Патокина представила материалы по формированию проектно-исследовательской деятельности в классах геолого-географического направления. Представ-лены фото- и видеоматериалы по полевой практике учащихся, конкурсу документальных фильмов учащихся «Хрустальный глобус», урокам с ис-пользованием исследовательских технологий.

Учитель русского языка и литературы Н.В. Фомичева представила материалы о составлении и применении компетентностно-ориентированных заданий для формирования исследовательской компе-тентности.

Учитель английского языка Т.И. Соболева обсудила вопрос о воз-можном прикладном использовании продуктов исследовательской дея-тельности учащихся в образовательном процессе.

После завершения теоретической части семинара состоялось об-суждение проблемы в рамках круглого стола. Несмотря на небольшое ко-личество гостей, обсуждение было продуктивным, в частности, поднима-лись вопросы о динамичности формы и содержания образовательного процесса, изменении требований к его организации. Поскольку среди гос-тей преобладали преподаватели средне-профессиональных учебных заве-дений, большое внимание уделили особенностям формирования исследо-вательских компетенций у учащихся колледжей. Участники приобрели эк-земпляры пособия «Первые шаги в науку» и получили рекомендации по работе с ними.

В сентябре 2014 были обновлены материалы сайта «Образователь-ное пространство успеха» созданного в рамках проекта ЦИО на платфор-ме Google для дистанционной поддержки развития исследовательской компетентности учащихся в связи с изменениями в составе группы препо-давателей. С начала учебного года происходит активное использование учебных материалов, размещенных на сайте, в следующих курсах:

  1. Спецкурс «Основы научно-исследовательской деятельности» в 10 биологическом классе (учитель М.И. Демидова);
  2. Исследовательский практикум в 11 классе русской и английской филологии (учитель Н.В. Фомичева);
  3. Исследовательский практикум в 10 химическом классе (учитель А.Н. Кощеева).
  4. Занятия олимпиадной сборной г. Перми по образовательной программе «Подготовка учащихся к олимпиадам по экологии» (учитель М.И. Демидова).

Материалы используются как для проработки вопросов на занятиях, так и для домашних заданий.

С 8 по 25 октября с использованием сайта была проведена III крае-вая олимпиада «Юный исследователь» по естественным (химия, геогра-фия, экология) и гуманитарным (русский и английский языки) наукам. В олимпиаде этого года был сохранен формат из трех типов заданий . Часть А на выбор одного ответа по истории, терминологии наук, вопросам ис-следований в области наук. Часть В – на выполнение фрагментов исследо-вательской работы (работа с определителями, графиками, таблицами, за-дания на систематизацию материала). Часть С – творческая работа с вы-полнением или программированием небольшого собственного исследова-ния. Принципы разработки олимпиадных заданий, апробированные ранее на таких предметах, как экология, химия, русский язык легко реализова-лись при составлении заданий по новым олимпиадным предметам – гео-графии и английскому языку. В олимпиаде, как и в предыдущие годы, бы-ло уделено большое внимание развитию исследовательских компетенций. Задания и ответы содержат большое количество комментариев обучающе-го характера.

В олимпиаде приняли участие 140 учащихся, в том числе 99 уча-щихся МАОУ «Лицей №2» г. Перми и 41 участник из 14 образовательных учреждений Пермского края.

29 октября 2014 года учащаяся 11 биологического класса лицея Да-рья Чегодаева приняла участие и заняла второе место в Конкурсе иссле-довательских проектов учащихся Университетского округа инновацион-ных образовательных учреждений ПГГПУ. Предварительный отбор для участия в конкурсе пройден с результатом 38 баллов из 40. Видеоролик по работе размещен на www.youtube.com по адресу https://www.youtube.com/watch?v=74_O14tRrTo.

В рамках III всероссийской конференции учителей «Кадровый ре-зерв российской химии. Школьный этап» 2-7 ноября 2014 года в г. Хан-ты-Мансийске З.Д. Белых и А.Н. Кощеевой был представлен доклад и опубликованы тезисы «К вопросу о формировании исследовательской дея-тельности как основной технологии современного образования (на приме-ре химического образования)».

Педагоги лицея приняли участие в научно-практической интернет-конференции «Университетский округ ПГГПУ как площадка образова-тельных инноваций Пермского региона».

На сайте конференции были размещены

  1. Визитка МАОУ «Лицей №2».
  2. Видеоролик о лицее как центре инновационного опыта, созданный киногруппой при парламенте лицея.
  3. Материалы для работы площадки «Проектно-исследовательская деятельность как одна из форм системно-деятельностного подхода в обучении.
    1. Презентация М.И. Демидовой «Результаты реализации проекта ЦИО «Лицей №2» г. Перми «Дистанционная поддержка развития иссле-довательской компетентности учащихся 9 – 11 классов в области гумани-тарного и естественнонаучного образования».
    2. Презентация Н.В. Фомичевой «Проблема управления исследо-вательской деятельностью старшеклассников с помощью системы учебных заданий».
    3. Презентация Н.Ю. Патокиной «Формирование исследователь-ской компетентности учащихся на примере геолого-географического про-филя».
    4. Презентация Т.И. Соболевой «Практически значимый результат учебно-исследовательской деятельности в классах гуманитарного профи-ля».
  4. Образовательная программа «Подготовка учащихся к олимпиа-дам по экологии» М.И. Демидовой в рамках площадки «Развитие и под-держка детской одаренности в современных условиях».
  5. Тезисы И.Н. Бежиной «Формирование профессионально-значимых личностных качеств учащихся в углубленном курсе информати-ки в старшей школе в рамках площадки «Воспитательная работа в совре-менной школе».

Педагоги лицея участвовали при обсуждении вопросов на форуме в рамках площадки «Проектно-исследовательская деятельность» и приняли участие в вебинаре доктора педагогических наук Д.Зицера «Учитель в со-временном пространстве образования».

В работе лаборатории «Развитие речи учащихся: деятельностный подход» под руководством д.п.н. Е.А. Рябухиной в течение года принима-ла участие учитель русского языка и литературы Н.В. Фомичева. Продук-том деятельности является разработка материала к занятию по курсу «Исследовательский практикум».

В заключение можно отметить, что задачи третьего года реализации проекта в основном выполнены. Деятельность в статусе ЦИО повысила творческую активность педагогов лицея, привела к освоению новых форм работы (публикация методического пособия, участие в интернет-конференции и др.). Деятельность педагогов ЦИО в этом году отличается опытом трансляции наработок на российском уровне.

17.11.14 Руководитель ЦИО М.И. Демидова

Подходы к развитию коммуникативных навыков у обучающихся на уроках иностранного языка

Центр инновационного опыта МАОУ «Лицей №2» приветствует участников международного образовательного Интернет-форума Университетского округа ПГППУ «ЦИО – шаг в будущее образования Пермского края»!

Предлагаем вашему вниманию материалы, подготовленные и апробированные Баталовой Людмилой Геннадьевной, учителем английского языка МАОУ «Лицей №2» города Перми, в рамках нашей работы Центра инновационного опыта. Мы будем рады узнать ваше мнение, а также предлагаем обсудить тему: «Эффективные приемы работы с видеоинформацией в процессе подготовки (разработки/ организации) педагогом урока по ФГОС».

Видеоурок «Как говорить на диалекте кокни?»

В современном обществе необходимым условием для эффективной межкультурной коммуникации является не только знание английского языка как универсального средства общения, но и умение понимать собеседника – носителя языка, говорящего на сленге. Данный видеоурок посвящен диалекту кокни, зародившемуся в лондонском районе Ист-Энд. Цель образовательного продукта – познакомить учащихся с основными фонетическими особенностями данного лондонского диалекта.

Видеосюжет явился результатом сравнительного анализа произношения кокни и классического английского произношения в процессе ведения исследовательской работы «Роль английского сленга в построении эффективной коммуникации» под руководством учителя английского языка Баталовой Л. Г.

Данный образовательный продукт может быть использован на уроке английского языка для демонстрации и понимания фонетических особенностей диалекта кокни, снятия трудностей в процессе общения с носителями английского языка, просмотре фильмов на английском языке, а также предупреждения фонетических ошибок при подготовке к устной части ЕГЭ. Длительность видеоурока 2.50 минуты.

Ссылка на видео

Викторина «Tasty questions»

Викторина «Tasty questions» - «Вкусные вопросы» была разработана учителем английского языка Баталовой Л.Г. в рамках спецкурса для учащихся профиля германских языков и культур «Великобритания: история и современность».

Викторина проводилась с целью актуализации знаний о традициях английской кухни, повышению познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка и развития коммуникативных навыков через групповые формы работы.

Викторина состоит из пяти видео вопросов, связанных с традиционной и современной английской кухней. После формулировки видео вопроса, дается время на обдумывание и ответ. Также представлены правильные ответы, что упрощает проверку результатов и экономит время для подведения итогов. При подготовке видео викторины был проведен опрос учащихся лицея гуманитарного и естественнонаучного направлений, где английский язык не является профильным предметом. Результаты опроса также представлены в видеосюжете.

Викторина «Tasty questions» была многократно апробирована на уроках английского языка и вызвала широкий интерес у лицеистов. Она также была включена в один из этапов страноведческой игры в рамках реализации проекта «Лингвострановедческий калейдоскоп», который ежегодно проводится в лицее на неделе иностранных языков.

В рефлексии учащиеся выразили своё положительное впечатление о видео викторине, сказав, что «вопросы понравились, работа в команде помогла участникам сплотиться, проявить догадку, вспомнить полученные знания о культуре и традициях англоговорящих стран».

Викторина «Tasty questions» может быть использована на уроках английского языка в 9-11 классах при изучении традиций Великобритании.

Ссылка на видео

Видеоурок английского языка с применением кейс-метода

Применение кейс-метода на уроке английского языка ориентировано на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся. Суть кейс-метода состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Можно выделить следующие цели и области применения кейс-метода, метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях;
  • отработка навыков практического использования языкового материала при анализе практических ситуаций;
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;
  • контроль знаний, полученных учащимися в ходе изучения материала модуля.

Кейс «Программа помощи развивающимся странам» был разработан на основе УМК M. Harris, D.Mower New Opportunities как контрольное мероприятие модуля «Глобальные проблемы общества». Данная технология была реализована по следующему алгоритму совместной деятельности учителя и учащихся:

I этап. Представление задания кейса и составление ридера (постановка проблемы, которую необходимо решить, деление на группы, распределение ответственных за поиск нужной информации и презентацию внутри группы). Поиск информации, составление ридера (собранный материал по проблеме – статьи, видео, карты, справочная литература).

II этап. Решение кейса и его защита.

  1. Актуализация проблемы.
  2. Совместное обсуждение проблемы внутри группы, поиск решения проблем.
  3. Презентация кейса
  4. Последующая дискуссия между группами. Аргументация предлагаемых решений проблемы.
  5. Групповая рефлексия. Групповое оценивание вклада участников группы в подготовку и защиту кейса. Оценивание учителем уровня сформированности знаний и умений учащихся.
  6. Подведение итогов.

На видео представлен II этап работы с кейсом - итоговое занятие модуля «Глобальные проблемы общества», в течение которого изучались следующие темы: природные катаклизмы, проблемы развивающихся стан, природные ресурсы и проблемы окружающей среды, решение социальных проблем. Урок был проведен с учащимися 11 класса германских языков и культур, где английский язык является профильным предметом. Были использованы следующие ресурсы и материалы: компьютер, проектор, УМК M. Harris, D.Mower. New Opportunities, Russian edition. Upper intermediate. Pearson Education Limited 2012, ресурсы интернет.

По итогам применения кейс-метода на уроке английского языка были достигнуты следующие планируемые результаты:

Личностные: формирование уважительного отношения к народам развивающихся стран; самоанализ, самооценка; целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Предметные: владение лексикой по теме «Глобальные проблемы общества», лексическими навыками аргументации и принятия решения;

Метапредметные:

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для решения кейса с использованием мультимедийных средств, энциклопедий, справочников.

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: использование языковых средств для решения коммуникативных задач.

Были решены поставленные задачи:

  • контроль уровня сформированности знаний и умений модуля «Глобальные проблемы общества».
  • развитие умений логически мыслить, формулировать высказывание, аргументировать свое мнение, делать выводы;
  • развитие навыка работы в группе — эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
  • развитие навыка участия в коллективном обсуждении проблем, умения аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка

Ссылка на видео