МАОУ "Лицей № 2", НОЦ г.Перми
"Учиться надо только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом"
(Анатоль Франс).
614089
г.Пермь, ул.Самаркандская, 102
Тел./Факс: 282-43-42, 282-45-18, 281-95-61
 
<< Назад

Профессиональные пробы

Участие лицеистов в осенне-зимней сессии «Школы переводческой профориентации» ПНИПУ

8 декабря 2017 г учащиеся 10 и 11 классов профиля германских языков и культур приняли участие в осенне-зимней сессии «Школы переводческой профориентации», организованной Кафедрой иностранных языков, лингвистики и перевода Гуманитарного факультета ПНИПУ.

Общаясь с профессорами и студентами ПНИПУ, лицеисты нашли ответы на интересующие их вопросы – в чем специфика профессии переводчика, какие существуют жанры и разновидности перевода, как готовить себя к этой профессии, в каких учебных заведениях можно ее получить и каковы правила приёма.

Студенты ПНИПУ представили информацию об основных направлениях деятельности политехнического университета и гуманитарного факультета, специальности «Иностранные языки, лингвистика и перевод» на шести языках – немецком, английском, французском, китайском, испанском, русском.

Лицеисты с интересом послушали выступление доктора филологических наук, профессора Кушниной Л.В. «Функции переводчика в современном мире» и приняли участие в мастер-классе по китайскому языку, который провели магистранты из КНР. Ребята не только познакомились с тонкостями написания китайских иероглифов, но и с удовольствием посмотрели танец со струящимися рукавами шуйсю в исполнении студентки из КНР.

Участвуя в интеллектуальной языковой игре учащиеся 10 и 11 гяк активно включились в интеллектуальную деятельность, проявили свою эрудицию и успешно отвечали на вопросы об истории английского языка.

В процессе стажировки лицеистам удалось сформировать практические представления о профессии переводчика и определиться с будущей профессией.

Профессиональные пробы учащихся профиля германских языков и культур.

В рамках недели иностранных языков, которая проходила в ноябре 2017 г., был проведен урок межкультурной направленности с элементами профессиональной пробы.

Урок был разработан и проведен в 10-11 классах ГЯК учителем английского языка, тьютором 11 гяк Баталовой Л.Г. совместно со старшим преподавателем кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода ПНИПУ И.Голушиным. В уроке принимали активное участие студенты ПНИПУ из Африки (Гвинея, Мали) и Азии (Иордания, Пакистан, Ирак).

Первая часть урока была посвящена славянским языкам. На мастер-классе И. Голушина «Изучаем Сербский» ребята узнали о преимуществах изучения сербского языка и научились задавать простые вопросы, представляться и говорить комплименты на сербском. Лицеисты учились использовать лингвистическую интуицию при переводе несложных разговорных клише с сербского языка на русский. Вторая часть урока была посвящена языковой практике и межкультурному обмену. Учащиеся 11 гяк провели виртуальную экскурсию по достопримечательностям Перми на английском языке, выполняя последовательный перевод на русский язык. Лицеисты узнали об интересных местах стран Азии и Африки, общались с гостями за чашечкой чая с блюдами русской кухни и убедились в значимости английского языка как средстве международного общения. По окончании урока ребята поделились своими впечатлениями:

«Нам невероятно повезло вступить в коммуникацию с представителями стран Африки и Азии, обладающих самобытной культурой и интересным менталитетом. Каждый ученик был поражен удивительной яркостью национального характера студентов ПНИПУ, их открытостью, жизнелюбием, оптимизмом, любовью к нашей стране и российскому образованию. Возможно, именно благодаря их подвижному, легкому и простому характеру мы не заметили межкультурных барьеров, и общение с иностранцами было на редкость беспрепятственным и свободным. Мы получили опыт выполнения последовательного перевода, описывая объекты стрит-арта в Перми, что дало нам возможность почувствовать себя настоящими переводчиками. И мы считаем, что успешно справились с этой задачей. Каждый, кто присутствовал на данном уроке, получил уникальный полезный опыт, открыл для себя много нового, познакомился с достопримечательностями зарубежных городов, попробовал традиционные русские угощения и конечно же попрактиковался в общении на иностранном языке. Хочется поблагодарить организаторов данной встречи и всех ее участников за создание незабываемой атмосферы и возможность общения в мультикультурной среде».

Урок межкультурной направленности с учащимися профиля ГЯК стал профессиональной проверкой, моделирующей элементы профессиональной деятельности последовательного переводчика, способствовал сознательному, обоснованному выбору профессии будущими выпускниками лицея.

Учащиеся профиля ГЯК приняли участие в уроке турецкого языка, который провели доцент кафедры лингводидактики факультета СИЯЛ ПГНИУ Ермакова Е. В. и магистрант Балдина Н.В. Лицеисты узнали интересные факты об истории и культуре Турции, ее необычайно красивой природе, особенностях и структуре турецкого языка. Лицеисты успешно решали поставленные в профпробе коммуникативные задачи и в конце занятия уже разыгрывали диалоги на турецком. В рефлексии лицеисты отметили эффективность уроков с элементами профессиональных проб, которые повысили интерес старшеклассников к специальности «Востоковедение и африканистика», а также способствовали развитию лингвистической, социокультурной и коммуникативной компетенции лицеистов, воспитанию любви к своей родине, уважительному отношению к представителям других культур.

С 5 по 7 июня 2017 года 10 «математический» класс проходил летнюю учебную практику в НИУ «Высшая школа экономики». Занятия вёл кандидат физико-математических наук, доцент М.А.Плаксин. Информация о летней школе на сайте ВШЭ:
https://perm.hse.ru/news/life/
https://perm.hse.ru/news/206917963.html

Профессиональная проба учащихся 10 класса германских языков и культур.

В феврале 2017 учащиеся 10 класса германских языков и культур приняли участие в проекте ПГНИУ «Стань студентом университета на один день». Цель проекта – сформировать представления учащихся о научной, учебной и внеурочной деятельности университета, а также предоставить школьникам интересующую их информацию об образовательном учреждении. Лицеисты смогли познакомиться с учебной жизнью студента и максимально погрузиться в образовательный процесс.

Ребята участвовали в мероприятиях следующих направлений: биолого-химическое, геолого-географическое, физико-математическое, историко-философское, юридическое, филологическое.

«День студента» начался с презентации истории факультетов ПГНИУ и проведения профориентационного теста по методике Е.А. Климова и теста Дж. Голланда, определяющего тип личности. Согласно своим профессиональным интересам, учащиеся были распределены по группам. Под руководством кураторов участники проекта отправились на экскурсию по университету, узнали о кафедрах и возможных будущих профессиях.

Факультет современных языков и литератур предоставил лицеистам возможность участия в образовательном процессе: в переводе, аудировании, рассуждении о проблемах современной жизни общества на английском языке. Более того, удалось лично познакомиться со студентами и преподавателями, получить языковой опыт и прочувствовать преимущества и недостатки студенческой жизни.

Одной из самых популярных специальностей филологического факультета является «Журналистика». Учеба проходит с увлечением: студенты изучают историю журналистики, теорию и методику журналистского творчества, технику и технологию СМИ, основы радиожурналистики, PR, рекламу и другие предметы. Лекции знакомят студентов с порождающей моделью журналистского творчества – процессом познания действительности, ее осмыслением и анализом, созданием текста; особенностями журналистского произведения – темой, идеей, структурно-композиционным решением.

Практические занятия и творческие мастерские ведут лучшие журналисты Перми. На филологическом факультете лицеистам рассказывали об особенностях специализации тележурналиста, правилах взятия и написания интервью, принципах и методах выполнения съёмки и монтажа репортажей.

Ученики, заинтересованные в географии, смогли побывать в метеорологическом центре ПГНИУ, где им удалось лицезреть процесс определения температуры, влажности и количества осадков с помощью специального оборудования на территории университета.

Преподаватели подробно рассказали о различных практиках и о заслугах учеников и университета в целом.

Подводя итоги проведенного дня в университете, стоит отметить, что ученики получили бесценный опыт, узнали много нового, интересного и полезного об университете и его факультетах, а также получили массу незабываемых эмоций и отличное настроение. Лицеисты рады тому, что им была предоставлена такая замечательная возможность и благодарны организаторам проекта «Стань студентом на один день»!

В данном разделе размещены материалы (рефлексий, отчетов, репортажей) по результатам прохождения лицеистами профессиональных практик и проб, организованных для содействия их самоопределению.

Ссылки на рефлексии (2016-2017 учебный год):

Археологическая практика в 2016 году.

В июле 2016 года четверо обучающихся лицея приняли участие в работе Камской археолого-этнографической экспедиции в числе практикантов из Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, изучающих средневековый Рождественский археологический комплекс, находящийся в Карагайском районе Пермского края. Рождественский археологический комплекс занимает несколько выступов коренного левого берега реки Обва, правого притока реки Камы и является наиболее значительным поселенческим объектом Предуралья.

Жили ребята в палатках, самостоятельно готовили пищу на костре, работали по шесть-восемь часов в поле, производя простейшие раскопочные операции: снимали дерн, зачищали сектор, находили костяные предметы быта и орудия труда, керамику, кости животных, железные и бронзовые изделия. Впервые в этом году у практикантов была возможность заняться экспериментальной археологией - производством керамики по технологиям XII-XIV веков. Благодаря участию в полевой археологической экспедиции ребята ближе познакомились с профессиями археолога и антрополога.

Отзыв Голощаповой Дарьи, участницы практики:

Этим летом я ездила в археологическую экспедицию в село Рождественск. Для меня это было чем то новым. От экспедиции я ожидала получения знаний по раскопкам и находкам, новых знакомств и жизни на природе. На раскопки я поехала не просто так, моя тема исследовательской работы связана с керамикой Рождественского АК. Проведя там июльскую неделю, я поняла, что археологи выполняют очень сложную и в то же время интересную работу. Когда находишь старинную бусину или бересту, ощущаешь себя настоящим первооткрывателем, ты буквально дотрагиваешься до истории наших предков. Мне понравилось жить в палатке и кушать полевую еду, в таких условиях чувствуешь себя свободным, происходит сближение с природой и людьми, которые приехали вместе с тобой, каждый вечер сбор у костра, чтобы сыграть и спеть множество песен. В общем, я получила множество хороших и ярких впечатлений, которые остались со мной на всю жизнь.

Материал подготовлен учителем истории Красноборовой Н.П.

Экскурсия 10 б/х класса в Пермскую Государственную Фармацевтическую академию

17 ноября 10 класс биолого-химического профиля посетил Пермскую Государственную Фармацевтическую академию, где для них провели увлекательные лекции о промышленных технологиях и производстве. Также у класса была возможность попрактиковаться: сделать желатиновые капсулы. «Они нужны для того, чтобы лекарства или витамины растворились не в желудке, а в кишечнике. Капсулы используют для удобной дозировки косметических кремов» - рассказывает староста 10 биолого-химического класса Ника Макарова.

Экскурсия оказалась весьма занимательной и интересной.

Мастер-классы «Химия в школе XXI века»

17-18 октября в Перми в отеле «Хилтон» состоялась двухдневная программа мастер-классов «Химия в школе XXI века». В рамках программы учителя обсудили проблемы школьной химии и новые подходы к обучению и увлечению детей, а ученики провели увлекательные химические эксперименты. Программа организована журналом «Химия и жизнь — XXI век» и химическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках большого просветительского проекта «Я люблю химию» при поддержке СИБУРа.

Преподаватели химии обсудили темы: «Современная химия и школьная химия — в чем разница?», «Как сделать урок химии незабываемым», «Где брать темы для проектной работы школьников», а также мастер-класс «Разбираем все трудные вопросы ЕГЭ по химии». Лекторами выступили преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор химических наук, профессор Генрих Эрлих и Любовь Стрельникова, профессиональный химик, главный редактор журнала «Химия и жизнь», автор книги «Из чего все сделано? Рассказы о веществе».

Учащиеся 11 химического класса нашего лицея стали участниками увлекательных интеллектуальных интерактивных занятий. На шоу «Следствие ведут химики» лицеисты выступили в роли ассистентов ведущей шоу. Ребята выполнили сложнейшие эксперименты, чем вызвали восторг зрителей и признательность Любови Стрельниковой. На шоу «Семейная химия» кандидат химических наук Максим Шепелев вместе с Бакулиной Вероникой, Деречи Екатериной, Праздниковой Дарьей и Шипицыной Валентиной погрузил участников в тайны химии, которые можно найти на кухне, и научил ребят самим «творить чудеса».

Любовь Стрельникова: «Химия – увлекательнейшая наука, без которой ничто в современном мире не может существовать. Пропагандировать её - важная задача на перспективу, в которой мы хотим помочь. В Перми, как и в Тобольске, мы увидели яркий позитивный отклик по итогам всех мероприятий, как от учителей, так и от школьников».

Учебная геологическая практика

15-16 сентября 11 геолого-географический класс полным составом ездил на учебную геологическую практику, на базу Пермского Государственного Национально Исследовательского Университета «Предуралье».

Путь на базу лежал через Кунгур. В середине дня автобус приехал на базу. Вся группа заселилась в небольшом уютном деревянном домике в 3 комнатах. По приезду и заселению класс был поделен на 3 команды для прохождения геологических станций, на которых лицеисты имели возможность узнать много нового о геологии, а именно о полевых методах геологоразведки и самим поучаствовать в ней.

Появилась прекрасная возможность отмыть шлихи на золото, разобраться в устройстве прибора для радиометрической съемки СРП 68-01, измерить уровень воды в скважине, сходить в настоящий геологический маршрут, где самим отобрать палеонтологические образцы и описать их.

На следующий день группа отправилась в Кунгур, чтобы посетить его главную достопримечательность - Кунгурскую ледяную пещеру. После увлекательного путешествия по пещере, класс посетил Музей Купечества. Вечером ребята, довольные и счастливые, вернулись домой.